Психотерапевт Андрей Геннадьевич Бабин  
ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ!
На сайт психотерапевта Андрея Геннадьевича БабинаЦЕНТР ДОКТОРА БАБИНА
Какую психологическую помощь мы можем оказать?ДАВАЙТЕ ЗНАКОМИТЬСЯ
Анкета. Резюме. Профессиональная подготовка. Публикации.ВИРТУАЛЬНЫЙ КАБИНЕТ
Жизненные истории тех, кто обращается к нам за помощью

 

Телевидение. Мы и TV. За что мы любим телевизор. Чем вредно телевидение.

ХЛЕБА И ЗРЕЛИЩ! (За что мы любим телевизор)

Излюбленный лозунг римской толпы: «Хлеба и зрелищ!» имеет глубокий смысл. Эта сжатая формула человеческих потребностей говорит о нашей двойственной природе — биологической и психологической. Биологические потребности («хлеб»: еда, сон, секс, комфорт) очевидны, а вот психологические часто недооцениваются и считаются второстепенными. Однако если вспомнить, сколько энергии, сил и вдохновения человечество тратит на искусство, межличностные отношения и абстрактные знания, можно понять, что небиологические потребности не менее значимы. Красочный пример обслуживания потребности в «зрелищах» — телевидение. Здесь и кроется секрет всенародной к нему любви.

Не стоит упрощать тягу к зрелищам. Сам того не осознавая, перед экраном человек удовлетворяет сразу несколько очень важных инстинктов:

инстинкт самовыражения: поиск идентификаций, то есть потребность отождествить себя с героем определенного типа и реализовать тем самым заблокированные части своей личности

инстинкт релаксации и самосохранения: отстраниться от реальности, то есть ощущить себя в безопасности

социальный инстинкт: почувствовать причастность к той или иной группе людей, избежав чувства одиночества

инстинкт познания.

ИНСТИНКТ САМОВЫРАЖЕНИЯ

Зритель психологически сливается — идентифицируется — с выбранным героем фильма и воспринимает его как самого себя, переживая его мотивы и эмоции. Это помогает человеку ощутить те чувства, которые либо блокированы в реальной жизни, либо удовлетворяются редко. Допустим, вам пришлось расстаться с мечтами о любви. Тема становится запретной, и это защищает вас от мучительных переживаний, связанных с одиночеством. Вам кажется, что вы успешно решили проблему, с головой погрузившись в работу или заботу о семье: живете хорошо, не страдаете… но какая—то часть эмоций скрыта, изолирована от вас, словно вы отрезали кусочек души и спрятал в чулан. То есть — в телеящик. Этот кусочек личности жив и хочет проявляться: сюжет фильма о любви открывает дверь в чулан и безопасным для вашей психики образом выпускает на свободу эмоции. Нет, вы не страдаете и не осознаете своего одиночества, просто, идентифицируясь с героями фильма, можете расплакаться перед телевизором или испытать забытые чувства. С точки зрения психической гигиены — это позитивный процесс.
Критерии нормы. Когда человек в меру, дозировано идентифицируется с персонажами телепрограмм, это помогает ему лучше познать самого себя, а когда он избыточно сливается с ними (что чаще встречается у психологически неблагополучных людей), это искажает и без того нечеткое представление такого человека о самом себе.

ИНСТИНКТ САМОСОХРАНЕНИЯ

Есть люди, которым необходим фон включенного телевизора: они защищаются от внешних и внутренних проблем с помощью ухода от активности, от контактов, от реальности. Телевизор — окошко, через которое человек сбегает в другой мир. Неважно, что там происходит — важно, что это убежище от реального мира, по тем или иным причинам трудновыносимого. Такие люди ранимы и сверхчувствительны, даже если внешне решительны и успешны. Поэтому не стоит жестко и грубо прерывать их уединение перед телевизором — ситуация только усугубится.
Допустим, чей—то сын просиживает перед экраном, вместо того, чтобы искать работу или учиться. Решать эту проблему стоит с помощью психолога, но не запретами и не выключением телевизора! В момент «ухода в ящик» такие личности не готовы контактировать с кем—либо, и если резко ворваться в их виртуальный мир, они просто станут еще более уязвимыми.
Критерии нормы. К телевизору как к психической защите от реальности прибегают и люди, которым тактика ухода обычно не свойственна — после сильных потрясений или больших нагрузок. Временное использование телевизора как средства релаксации и забвения от пережитых невзгод в умеренных дозах благотворно.

СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИНКТ

Потребность в причастности к близкой по духу группе людей — нормальная человеческая потребность. Одинокие, непонятые люди могут находить успокоение в том, что кто—то думает так же как они, в том, что где—то люди занимаются теми же делами, что и они, или имеют схожие с ними взгляды на жизнь, что кого—то мучают те же вопросы. Естественно, что таким людям хочется войти в контакт с героями передачи. На этой потребности строятся программы прямого эфира (с возможностью задать вопросы) всевозможные диспуты и ток—шоу.

ИНСТИНКТ ПОЗНАНИЯ

Получая информацию, человек удовлетворяет свои интеллектуальные и познавательные потребности. Если мы говорим о нормальных людях с сформировавшимися взглядами и пристрастиями, то мы подразумеваем, что у них есть устойчивая система оценок или фильтров: какую—то информацию они учитывают, а какую—то игнорируют или относятся к ней критически. Но если в плотный поток информации попадает хрупкая детская, подростковая психика или человек с неустойчивым психическим аппаратом, это может привести к ненужной чрезмерной нагрузке, переутомлению или срыву. Поэтому этой группе лиц даже информационные передачи следует смотреть дозировано.

МОЖЕТ ЛИ ТЕЛЕВИДЕНИЕ ИЗМЕНИТЬ НАШУ ЛИЧНОСТЬ?

То, что мы видим на экране, само по себе не может изменить взрослую здоровую зрелую личность. Поглощая кровавые боевики и похождения маньяков, порнографию или политические дебаты, нормальный зритель, находясь в здравом уме и твердой памяти, не научится насилию, разврату, наркомании и не поменяет свои общественные взгляды. С точки зрения психологов, восприятие любого зрелища и его воздействие зависит не столько от того, ЧТО смотрят, сколько — КТО смотрит. В этом смысле телевидение похоже на алкоголь. Как всякое сильнодействующее средство, оно требует осторожности.
Наиболее частые обвинения:
— пропаганда насилия;
— зомбирование граждан;
— утомительная реклама.
Но здорового человека не так легко запрограммировать, даже с помощью гипноза, а к рекламе он относится как к пробкам на дорогах — неизбежным издержкам цивилизации. Нормальный человек будет судить о качестве продуктов по своему конкретному опыту и вряд ли сильно расстроится, если шампунь окажется некачественным. Тех, кого можно подтолкнуть к деструктивному поведению с помощью телевизионных передач, так же легко подтолкнуть и любыми другими воздействиями. Человек с психическими проблемами может так разозлиться, что его любимый сериал прерывают рекламными врезками, что — глядишь, и запустит чем—нибудь тяжелым в безответный телевизор.

ТВ — КРИМИНАЛЬНАЯ АКАДЕНИЯ?

Устойчивость психики человека иногда ослабевает:
— в силу физической ослабленности (болезни, переутомления);
— во время сложного периода жизни;
— в стадии формирования (дети и подростки).
В эти моменты у человека нет четкого представления о самом себе, своих ценностях, моральных принципах и т.п., поэтому отождествление с героями фильмов или документальных сюжетов может скорее навредить, чем помочь. В данном случае расхожее мнение о том, что обилие агрессии, льющейся с экранов, увеличивает количество преступлений, становится отчасти верным. Такого временно ослабленного психологически человека может спровоцировать и телевидение, и поведение близких и, его собственные фантазии. То же самое относится и к людям, изначально имеющим психологические проблемы.
На самом деле не телевизор представляет опасность для нас, а, если уж на то пошло, мы представлям серьезную опасность для телевизора: как бы ни был велик соблазн, нажать кнопку «выкл» человек может в любой момент! В конечном счете мы решаем, что смотреть, когда и сколько.

ПУСТЬ ДЕТИ СИДЯТ У ТЕЛЕВИЗОРА, А НЕ ПОДСАЖИВАЮТСЯ НА НЕГО

6 способов помочь ребенку избежать телезависимости
Первый. Полезней прямых запретов окажется профилактика развития наркотического пристрастия к телевизору, которая развивается, если ребенок привык заменять просмотром телепрограмм нудовлетворенную потребность в общении и заботе. Это случается, например, если «теликݏ используют как няню, оставляя ребенка с ним надолго наедине.
Второй. Хотя бы время от времени присоединяйтесь к ребенку во время просмотра его передач, комментируйте увиденное, спрашивайте его мнение. Это поможет еще неоформившейся личности не отрываться от реальности. Своим вмешательством вы напоминаете ребенку: то, что он видит на экране — всего лишь фильм, а живые люди и настоящие события тут рядом в лице вас, родителей и в виде ваших отношений с ребенком.
Третий. С раннего детства приучите малыша к мысли, что телевизор — чисто функциональный прибор, средство получения информации или эстетического удовольствия, но никак не круглосуточный «отвлекатель» и «развлекатель». Пусть он сам привыкнет выключать «ящик», если ничего действительно необходимого для него сейчас там нет.
Четвертый. В английских закрытых элитарных колледжах существует специальное и строго ограниченное время для просмотра. Ученики не просто что—то смотрят, но после должны проанализировать увиденное, дать ему оценку. В таком качестве телевизор не обладает такой наркопритягательностью: он становится лишь средством развития и работы мозга. А вот легкость и доступность телевизора провоцирует привыкание, привычку бездумно «пялиться» в экран.
Пятый. Нельзя сажать к себе на колени малыша, дабы он сидел спокойно и не мешал смотреть родителям увлекательные ужастики или кровавые боевики — мол, все равно пока ничего не понимает. Незрелая психика не способна противостоять агрессивным и непонятным зрелищам, и здесь можно говорить о безусловном изменении личности под влиянием телевизора.
Шестой. Ограничьте ребенка просмотром одного видеофильма в день. Ребенок тогда способен творчески отождествить себя с героями, сопереживать и мыслить. Идеально, если ваше чадо отнесется к увиденному творчески и скажет: «А я бы написал другой конец». Мнение, что агрессивные фильмы пробуждают агрессию в подростках, относится как раз к тем, кого в раннем детстве не научили творчески осмыслять увиденное.

ТЕЛЕВИЗОР ВМЕСТО ХРАМА

Раньше люди регулярно должны были посещать церковь, где узнавали, как им жить дальше, что случилось в их приходе, получали облегчение души и соприкасались с духовной стороной жизни. Все эти церковные функции сегодня для большинства населения с успехом заменяет ТВ, используя по сути те же ритуалы, или, говоря современным языком, психотехники.

Поклонение образам. Человеку хочется поговорить с Богом — таинственной высшей силой перед иконой в свете свечей. Церковные образа на телевидении сменились знаменитостями. Есть даже выражение: «икона поп—сцены», «икона черно—белого кино». Эти люди по—особому одеты и причесаны, чтобы показалось, что они стройнее, умнее, успешнее, чем рядовой телезритель.
Как бороться с этой психотехникой? Понять, что идеальный образ знаменитости достигается огромными усилиями визажистов, стилистов, хирургов тела, тренеров. «Икону» можно сделать из любого.

Проповедь. Ее цель — на доступных примерах показать, что — хорошо и что — плохо, чтобы в свете этого оценить текущие события. На ТВ место проповеди занимают общественно—политические передачи, подающие события дня под личным углом зрения того или иного комментатора.
Как бороться с этой психотехникой? Не занимаясь политикой, трудно оценить правоту комментатора. Зато можно ослабить влияние его личности на вас. Сосредоточьтесь на ошибках речи ведущего, его не совсем удачной прическе или криво подстриженных усах. Смешно — но помогает хотя бы сохранить независимость суждений!

Исповедь. Содержит тайны, поэтому ее всегда хочется подслушать. Ток—шоу предлагают нам насладиться чужой откровенностью, а потом узнать, что зрители думают о простаке, раскрывающем душу.
Как бороться с этой психотехникой? Имейте в виду, что всякий участник ток—шоу уже получил вознаграждение или получит его после окончания программы. Большая часть историй придумана редакторами.

САМЫЙ БОЛЬШОЙ МИФ О ТЕЛЕВИЗОРЕ:
«после напряженного рабочего дня TV — лучший отдых»

Мы разучились развлекать себя сами, а телевизор воспринимается как универсальное средство досуга, разрядки и релаксации. Это ошибка, потому что:
— ТВ не годится для медитативного отдыха, еще больше нагружает уставший мозг и напрягает психику, не давая ей переработать и решить накопившиеся за день вопросы. Учитесь расслабляться у кошек — поглазейте в окно на газон или песочницу, пока уйдет дневное напряжение, и из подсознания само всплывет решение многих проблем.
— В процессе просмотра мы переживаем действие со ВСЕМИ действующими лицами программы или фильма, причем наше тело реагирует микронапряжениями мышц. Измученный шефом или подчиненными зритель бессознательно принимает на себя психологическую нагрузку целой банды мафиози и десятка полицейских; он же одновременно оказывается — разорен, ранен, убит и изнасилован…

ЕСЛИ ВЫ СЛИШКОМ МНОГО СМОТРИТЕ:
(1) Драмы, любовные сериалы;
(2) Детективы, триллеры;
(3) Мистику, фантастику;
ЗНАЧИТ:

(1) — вы живете в режиме эмоционального голода. Сериалы состоят из набора типичных, основных для человека ситуаций и лиц — архетипов. Отожествляясь с ними, зритель проходит сеанс психотерапии. Допустим, бразильская донна решила свою проблему, похожую на ее, зрительницы, ситуацию десятилетней давности. Тогда зрительница выхода так и не нашла, и теперь хотя бы виртуально она обретает его вместе с донной и чувствует себя лучше: «Вот и я бы так смогла…».

(2) — вы не позволяете себе проявлять агрессию. Отождествляясь с полицейским, который жестоко, но справедливо расправляется с преступником, вы даете выход агрессивным чувствам, которые в повседневной жизни скрываются или подавляются. Вы испытываете облегчение — напор бессознательных чувств становиться слабее.

(3) — у вас хрупкое представление о реальности. Бессознательное ожидание, что привычный мир может в любую минуту превратиться во что—то неведомое, манящее и пугающее одновременно, находит подтверждение в этих фильмах. Аморфный страх приобретает конкретную форму: вместе с героями фильма, зритель боится, справляется с ситуацией и испытывает облегчение, потому что до какой—то степени справляется и со своими страхами.

ЕСЛИ ТВ СМОТРЯТ:
(1) Зрелые здоровые люди;
(2) Люди невротического склада;
(3) Люди с пограничной («размытой») психикой;
(4) Люди психотического типа;
которые имеют соответственно следующие характерные черты личности: (1) Что бы они ни увидели, никогда не изменят свое поведение в зависимости от того, что просмотрели. Таких людей немного.
(2) Личности впечатлительные, эмоциональные. Способны анализировать действие, происходящее на экране, но намного сильнее вовлечены в него. Таких подавляющее большинство. Осознают свои психологические проблемы. Единственные, кому телевидение может помочь в их решении.
(3) Свои внутренние психологические конфликты осознают плохо или не осознают совсем. Просто чувствуют: с телевизором им хорошо, без телевизора — плохо. Неважно, что показывают — лишь бы «фонил». Эмоциональной неустойчивы, очень тревожны, незрелы, плохо осознают свои желания, цели, принципы, поэтому их этика часто зыбкая.
(4) Последний, критический уровень нездоровой личности, от которой уже один шаг до психической болезни при неблагоприятных условиях. Не отдают себе отчета в своих проблемах, плохо понимают реальность, не имеют никаких четких принципов, эмоционально неуправляемы.
ТО ИХ РЕАКЦИЯ НА ТЕЛЕПЕРЕДАЧУ:
(1) Они прекрасно отдают себе отчет: это плод фантазии режиссера, это мнение — чужого человека, выражающего чьи—то интересы; показанное в репортаже происшествие — одно из тысячи других. Трезво анализируют увиденное, принимают к сведению, если ему это необходимо, делает свои выводы — и только. Что бы он ни смотрел — за действием он видит конкретных исполнителей, заказчиков (будь то фильм или аналитическая программа), и соответственно оценивает «исполнение». Ценит разнообразие, эстетический и практический эффект от передач.
(2) Уже не столько оценивают качество работы телевизионщиков, сколько погружаются в сюжет, пассивно за ним следуя. Им необходимо найти образ, который они могли бы «примерить» на себя и усвоить эту роль. Например, мужчины с упоением смотрят боевики с сильным героем—одиночкой, чтобы ощутить его силу. После фильма это впечатление развеется, поэтому потянет смотреть следующий фильм с таким же сюжетом, чтобы чувствовать душевный комфорт. Но люди невротического типа пока еще не щелкают бессистемно кнопками, они знают конкретно, что им требуется увидеть, поскольку способны анализировать и отсеивать ненужную информацию.
(3) Испытывают феномен слияния: отождествляют себя не выборочно, а с любым героем любой телепередачи (не только художественного фильма). Воспринимают все показанное, как реальные события, обращенные лично к ним. Нередко всерьез «спорят» с героями телепередачи, словно это живые люди, сидящие рядом, или обсуждают их действия, будто поступки знакомых. Они — одни из самых «благодарных» потребителей телерекламы. Психологически сливаясь с героями, могут изменять свое поведение, манеру общаться и одеваться. Именно из—за слияния «пограничных» телезрителей с негативными героями пошел миф о ТВ как о «провокаторе агрессии». Но превращение их под влиянием передач в наркоманов или серийных убийц исключено.
(4) Для людей с таким уровнем психики характерно убеждение, что по телевизору говорят конкретно для них, обращаются лично к ним, что любая фраза или действие, поразившая их — это руководство к какому—то собственному действию. Если психотик посмотрит «Молчание ягнят», он, конечно, задумается, что за послание ему было и как ему действовать... Однако, воздействие фильма ничуть не сильнее, чем воздействие, например, репортажа о военных действиях или бытовых новостей. Любая информация может быть интерпретирована и «понята».

Соавтор: Лариса ЯНСОНЕНЕ, психотерапевт

Статья опубликована в журнале "Здоровье от природы", сентябрь 2003

Иллюстрация А. Меринова (http://mk.ru/galery/merinov_02_06_06_01.jpg)

 

В Виртуальный Кабинет В начало статьи
 

 

Copyright © 2003-2024 Андрей Геннадьевич БАБИН и Елена Александровна ЧЕЧЕТКИНА.
Все права зарезервированы.

 

Rambler's Top100