Психотерапевт Андрей Геннадьевич Бабин  
ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ!
На сайт психотерапевта Андрея Геннадьевича БабинаЦЕНТР ДОКТОРА БАБИНА
Какую психологическую помощь мы можем оказать?ДАВАЙТЕ ЗНАКОМИТЬСЯ
Анкета. Резюме. Профессиональная подготовка. Публикации.ВИРТУАЛЬНЫЙ КАБИНЕТ
Жизненные истории тех, кто обращается к нам за помощью

 

Виктор ФРАНКЛ. Воля к смыслу. Основы и применение логотерапии

Виктор ФРАНКЛ

ВОЛЯ К СМЫСЛУ. Основы и применение логотерапии


Москва: ИОИ (Институт Общегуманитарных Исследований), 2015

Эта книга, по мнению автора, является самым сжатым и последовательным изложением основ логотерапии на английском языке. Теперь она доступна и на русском. Даже если проблема СМЫСЛА вас сейчас не очень волнует, смысл ознакомиться с этим течением психотерапевтической мысли все же есть — сможете, например, понять, почему мучается близкий человек: вроде все есть! Все есть, кроме смысла, отсутствие которого может восприниматься столь остро, что человек склоняется к суициду… Или человек безнадежно болен, и мучается не от боли (обезболивание должно быть обеспечено в цивилизованной стране!), а от сознания бессмысленности прожитой жизни — и ведь уже ничего не вернешь, поздно… Так вот, Франкл говорит, что никогда не поздно, и конкретно объясняет, что надо делать, чтобы твоя жизнь обрела смысл — твой собственный смысл. Это и есть задача логотерапии: помочь человеку найти свой смысл. И тогда отступает серость существования, исчезают неврозы (есть соответствующие техники), даже психозы легче поддаются традиционному лечению. Конечно, для этого нужен хороший логотерапевт, но почему бы не попробовать что-то сделать самостоятельно? Вот некоторые отрывки из «учебника логотерапии», для первого знакомства. Выделения жирным шрифтом — мои [ЕЧ], выделения курсивом — автора.

1

(с.45) Говоря о свободе, вспоминается случай, который произошел со мной несколько лет назад [то есть, в середине 60-х], когда я читал лекции в одном американском университете. Известный американский фрейдист, комментируя мой доклад, рассказал, что он только что вернулся из Москвы, По его словам он обнаружил, что неврозы там встречаются реже, чем в Соединенных Штатах. Он добавил, что это можно объяснить тем, что, что в коммунистических странах, как ему кажется, люди намного чаще сталкиваются с необходимостью решения проблемы. "Это говорит в пользу вашей теории, — завершил он, — что направленность на смысл и ориентация на задачу являются важнейшими факторами душевного здоровья".
Год спустя польские психиатры попросили меня сделать доклад по логотерапии. "У вас меньше неврозов, чем у американцев, потому что перед вами стоит больше задач", — сказал я им. И они самодовольно улыбнулись. "Но не забывайте, — добавил я, — что также существует и свобода выбирать задачи, свобода, которой, как мне иногда кажется, вы лишены". Они перестали улыбаться.

2

(с.49-50) Теперь мы можем понять, как прав был Уильям Ирвин Томпсон, когда поставил вопрос: "Если наиболее образованные представители нашей культуры продолжают воспринимать гениев как сексуальных извращенцев, и если они продолжают думать, что все ценности являют собой особые фикции, которые являются нормативными для человека нашего общества, но не для находчивых ученых, которые все знают лучше — как мы можем бить тревогу из-за того, что массы в нашей культуре высказывают мало уважения к ценностям и вместо этого теряют себя в оргиях потребления, преступления и распущенности?"
Неудивительно, что такое положение дел имеет негативные последствия. Только недавно Лоуренс Джон Хэттерер отметил, что "многие представители мира искусств покидают пределы кабинеты психоаналитиков, взбешенные интерпретациями, которыми объясняется их творчество. Якобы они пишут потому, что накопили обид или просто оказались садомазохистами, играют на сцене из-за тяги к эксгибиционизму, танцуют, чтобы соблазнить аудиторию, пишут картины, чтобы преодолеть наложенный в процессе обучения туалету запрет на желание испачкать все вокруг".
Как мудр и предусмотрителен был Фрейд, заметив однажды, что иногда сигара может быть просто сигарой, и ничем другим. Или же это утверждение само по себе не более чем защитный механизм, просто способ рационализировать собственное пристрастие к сигарам? … …
Согласно одному определению, смыслы и ценности не что иное, как реактивные образования и защитные механизмы. Что касается меня, то я не желал бы жить ради своих реактивных образований, и еще в меньшей мере — умереть за свои защитные механизмы.

3

(с.53) Однако переживание иерархического порядка ценностей не избавляет человека от принятия решений. Влечения толкают человека, а ценности — притягивают. Он всегда волен принимать или отвергать ценность, которую ему предлагает ситуация. Это также справедливо по отношению к иерархическому порядку ценностей, который определяется моральными и этическими традициями и стандартами. Они еще должны пройти испытание, испытание человеческой совестью, если только он не отказывается повиноваться своей совести и не подавляет ее голос.

4

(с.61) Вероятность того, что моя совесть ошибается, указывает на то, что совесть другого может быть права. Это порождает смирение и сдержанность. Если мне предстоит искать смысл, я должен быть уверен в том, что смысл есть. Если, с другой стороны, я не могу быть уверен, что найду его, то я должен быть терпимым. Это ни в коей мере не подразумевает безразличия в любом его проявлении. Быть терпимым не значит разделять его убеждения. Но это значит, что я признаю право другого иметь убеждения и подчиняться своей совести.
Из этого следует, что психотерапевт не должен навязывать ценности пациенту. Пациент должен быть направлен к собственной совести. И если меня спросят, как это часто бывает, следует ли придерживаться подобного нейтралитета по отношению к Гитлеру, я отвечу утвердительно, поскольку убежден, что Гитлер не стал бы тем, кем он стал, если бы он не подавил в себе голос совести.

5

(с.64) Если посмотреть в этом контексте на ценности, то их можно разделить на три основные группы. Я выделяю ценности творчества, ценности переживания и ценности отношения. В этой последовательности отражены основные пути, которыми человек может найти смысл в жизни. Первый — это то, что он дает миру своими творениями, второй — это то, что он берет от мира в виде встреч и переживаний, и третий — это позиция, которую он занимает по отношению к своей сложной ситуации в случае, когда он вынужден принять судьбу, которую не в силах изменить. Жизнь никогда не перестает иметь смысл именно потому, что даже если человек лишен ценностей и творчества, и переживания, ему все еще доступны ценности переживания [своей судьбы — ЕЧ], и он может осуществить смысл, заключающийся в преодолении страдания.

6

(с.79) Экзистенциональный вакуум не является неврозом; или, если это и невроз, то скорее социогенный или даже ятрогенный, т.е., невроз, причиной которого является врач, который делает вид, что пытается его вылечить. Как часто врач объясняет стремление пациента к поиску высшего смысла жизни перед лицом смерти страхом кастрации. Для пациента это означает, что он не должен задумываться, стоит ли жизнь того, чтобы жить, а должен вместо этого столкнуться с тем, что Эдипов комплекс еще не разрешен. … …
Тем не менее, если экзистенциальный вакуум не является следствием невроза, то он вполне может быть его причиной. Тогда мы говорим о ноогенном неврозе, в отличие от психогенных и соматогенных, и определяем ноогенный невроз как невроз, который вызван духовной проблемой, моральным или этическим конфликтом, например, конфликтом между Сверх-Я и истинной совестью, когда последняя, по необходимости, противостоит первому. Однако в последнюю очередь, но не по значению, ноогенная этиология формируется экзистенциальным вакуумом, экзистенциальной фрустрацией или фрустрацией стремления к смыслу.

7

(с.80) Джеймс С Крамбо, к его чести, разработал тест "цель в жизни" для различения ноогенных неврозов и неврозов обычных. … "новый клинический синдром, который не может быть адекватно понят в рамках какого-либо классического описания. Представленные результаты являются доводом в пользу понятий ноогенного невроза и экзистенциального вакуума, введенных Франклом. Низкая корреляция между тестом "цель в жизни" и уровнем образования свидетельствует о том, что, с одной стороны, осмысленная, имеющая цель, жизнь присуща не только людям с образованием, а с другой стороны, что одно лишь образование не обеспечивает осмысленности жизни" [..]. … …
Наряду с этим эмпирическим подтверждением было проведено статистическое исследование распространенности ноогенных неврозов. Вернер [..] в Лондоне, Ланген и Вулхард [..] в Тюбингене, Прилл [..] в Вюрцбурге и Нибауэр [..] в Вене согласны с тем, что около 20% неврозов, с которыми приходится иметь дело, являются ноогенными по природе и происхождению.

8

(с.81) Поиски смысла жизни или ответа на вопрос, существует ли в жизни смысл, не являются, сами по себе, патологическими феноменами. Что касается молодых людей, то это их прерогатива — не принимать как само собой разумеющееся, что у жизни есть смысл, а брать на себя смелость подвергать это сомнению. И всякий раз, когда мы хотим предложить первую помощь в случае экзистенциального вакуума, мы должны начинать с этого убеждения. Нет необходимости стыдиться экзистенциального отчаяния, полагая, что это — эмоциональное расстройство, потому что это не невротический симптом, а достижение человека. Прежде всего, это проявление интеллектуальной искренности и честности.

9

(с.93) Другой пример парадоксальной интенции.
Пациент отказывался выходить из дома, потому что каждый раз перед выходом у него возникал страх, что у него на улице случится приступ. Каждый раз, выходя из дома, он возвращался, сделав несколько шагов. Он убегал от страха. Его приняли в моем отделении больницы. Мои сотрудники полностью обследовали его и убедились, что с сердцем у него все в порядке. Врач сообщил ему это, а затем предложил ему выйти на улицу и попытаться спровоцировать сердечный приступ. Врач сказал ему: "Скажите самому себе, что вчера у вас было два сердечных приступа, а сегодня у вас есть возможность получить все три, ведь сейчас только утро. Скажите себе, что у вас будет славный коронарный приступ и инсульт в придачу". Впервые пациенту удалось разорвать кокон, в который он заточил себя сам.

10

(с.99) Действительно, важно установить признаки показания применения логотерапии и парадоксальной интенции, а что важнее — установить противопоказания. Парадоксальная интенция строго противопоказана в случае психотической депрессии. Для лечения пациентов с таким диагнозом существует специальная логотерапевтическая техника, руководящей принцип которой заключается в снижении чувства вины пациента, страдающего самообвинением. Экзистенциальная психиатрия неверно интерпретирует эти самообвинения, считая их признаком виновности пациента, "экзистенциально виновного" и, следовательно, находящегося в депрессивном состоянии. Это все равно, что принимать эффект за причину. Более того, такая интерпретация может усилить чувство вины пациента до такой степени, что все может закончиться суицидом. Между прочим, логотерапия предлагает специальный тест, позволяющий оценить риск суицида в данном случае.
Что касается пациентов, больных шизофренией, логотерапия, в общем, не предоставляет этиотропную терапию. Однако как психотерапевтическое приложение логотерапевтическая техника рекомендует дерефлексию для таких пациентов.

11

(с.108) Техника дерефлексии помогает пациенту прекратить борьбу с неврозом или психозом, избавляя его от дополнительного страдания. … это будет показано в последующим отрывках, взятых из магнитофонных записей бесед с девятнадцатилетней больной шизофренией, которая училась в Венской Академии искусств. Она обратилась ко мне, поскольку у нее были обнаружены тяжелые симптомы зарождающейся шизофрении, такие, как слуховые галлюцинации. … … Вначале пациентка была апатична, затем она сослалась на то, что "была смущена", и попросила помочь. Итак, я начал дерефлексию:
ФРАНКЛ: У вас кризис. Вы не должны думать, что у вас какой-то специфической диагноз: давайте просто будем считать это кризисом. Я знаю, что вас преследуют странные мысли и переживания, но мы должны попытаться успокоить бурное море ваших эмоций. С помощью успокаивающих лекарств мы постараемся постепенно вернуть вас к обычному эмоциональному состоянию. Сейчас вы находитесь на той стадии, когда ваша задача — это реконструкция вашей жизни! Но никто не может реконструировать свою жизнь без жизненной цели.
ПАЦИЕНТКА: Я понимаю, что вы имеете в виду, доктор, но меня занимает вот какой вопрос: что со мной происходит?
ФРАНКЛ: Не думайте об этом. Не ищите причины своего несчастья. Предоставьте это нам, врачам. Мы проведем вас через кризис. Хорошо, неужели никакая цель не манит вас — скажем, художественное образование? Неужели нет других вещей, которые волную вас — незаконченные художественные работы, ненаписанные картины, которые ждут своего творца, так сказать, ожидая, что вы их создадите? Подумайте об этом.
ПАЦИЕНТКА: Но этот внутренний беспорядок…
ФРАНКЛ: Не обращайте внимания на внутренний беспорядок, взгляните на то, что вас ожидает. Имеет значение не то, что скрывается в глубинах, а то, что ожидает вас в будущем, ждет, чтобы быть реализованным вами. .… … …
Через несколько недель, на протяжении которых применялась психо- и фармакотерпия, пациента полностью освободилась от шизофренической симптоматологии и смогла вернуться к своей работе и учебе.

12

(с.107) Другая моя пациентка, с которой я беседовал во время одной из лекций, выразила свое отношение к быстротечности жизни. "Рано или поздно ей придет конец, — сказала она, — и ничего не останется". Я пытался заставить ее осознать, что быстротечность жизни не умаляет ее осмысленности. У меня ничего не получалось, и я решил прибегнуть к методу сократовского диалога. "Вы когда-нибудь встречали человека, — спросил я, чьи достижения вызывали у вас большое уважение?" — "Конечно, — ответила она, — наш семейный доктор был уникальным человеком. Как он заботился о своих пациентах, как он жил для них…" — "Он умер?" — поинтересовался я. "Да". — "Но его жизнь была наполнена смыслом, не так ли?" — был мой вопрос. "Как ничья другая". — "Но эта осмысленность исчезла в тот же миг, как его жизни пришел конец?" — "Ни в коем случае, — ответила она, — ничто не может изменить того факта, что его жизнь имела смысл". Но я продолжал испытывать ее: "А если никто из пациентов никогда не вспомнит, чем они обязаны вашему семейному доктору, это [исчезновение смысла] будет результатом неблагодарности?" — "Он (смысл) останется", — прошептала она. "Или это будет результатом отсутствия памяти?" — "Он останется". "Или является результатом того факта, что когда-нибудь последнему пациенту придется умереть?" — "Он останется…"

Вернуться в СПИСОК КНИГ

 

В Виртуальный Кабинет В начало статьи
 

 

Copyright © 2002-2017 Андрей Геннадьевич БАБИН и Елена Александровна ЧЕЧЕТКИНА.
Все права зарезервированы.

 

Rambler's Top100