Психотерапевт Андрей Геннадьевич Бабин  
ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ!
На сайт психотерапевта Андрея Геннадьевича БабинаЦЕНТР ДОКТОРА БАБИНА
Какую психологическую помощь мы можем оказать?ДАВАЙТЕ ЗНАКОМИТЬСЯ
Анкета. Резюме. Профессиональная подготовка. Публикации.ВИРТУАЛЬНЫЙ КАБИНЕТ
Жизненные истории тех, кто обращается к нам за помощью

 

Как стать несчастным без посторонней помощи. П.Вацлавик

П.Вацлавик
КАК СТАТЬ НЕСЧАСТНЫМ БЕЗ ПОСТОРОННЕЙ ПОМОЩИ

(пер. с англ. О.В.Захаровой) М:«Прогресс-Универс» 1993

1 (с.9)

Наш мир уже буквально наводнен бесчисленными руководствами, советами и рецептами, которые на все лады учат нас, как стать счастливыми. Пора бросить спасательный круг и тем обездоленным, кто стремится стать несчастным. До каких пор психологи и психиатры будут ревностно хранить за семью печатями столь необходимые этим людям знания о тех процессах и механизмах, которые приведут их к вожделенному ощущению несчастья?

2 (с.12)

Конечно, быть несчастным в наше время не проблема, это доступно каждому. Другое дело стать несчастным, так сказать, выковать свое несчастье своими же собственными руками. Здесь мало одного-двух случайных ударов судьбы или накопленного уже личного опыта - этому надо серьезно учиться.

3 (с.17)

Надежным путеводителем к несчастью могут служить народные пословицы и поговорки. ... Главное — не обращать внимания, что для всякого из этих изречений всегда можно найти другое, имеющее совершенно противоположный смысл. Взять хотя бы «Береженого бог бережет» и «Волков бояться — в лес не ходить» или «Поспешишь — людей насмешишь» и «Куй железо, пока горячо». Просто надо раз и навсегда выбрать какое-нибудь одно такое изречение и сделать его главным ориентиром повседневного поведения, своим кредо, символом своего «Я». Отсюда нетрудно прийти к убеждению, что на свете существует только одна правильная точка зрения, и она по странной случайности совпадает с вашей собственной. А уж тут всего один шаг до утверждения, что мир устроен неправильно и в нем все идет не так, как нужно. [Из Главы 1: Главное — всегда быть верным себе и ни за что не сдаваться]

4 (с.22)

Говорят, время лучший лекарь, оно врачует любые раны. Что ж, может это и так, но не стоит отчаиваться. Ведь можно помешать времени вести черную, разрушительную работу и превратить прошлое в надежный и постоянный источник наших несчастий. Добиться этих результатов можно четырьмя различными способами, которые известны еще с незапамятных времен. 1. Идеализация прошлого. Любой начинающий, если он наделен хоть искрой таланта, может научиться смотреть в прошлое сквозь розовые очки ... [Из Главы 2: Четыре способа игры с прошлым]

5 (с.125)

... забавная шутка, придуманная известным американским антропологом Маргарет Мид. «В чем разница между русским и американцем?» — спрашивает она. И отвечает: «Американец, чтобы уклониться от докучливых обязанностей, сделает вид, будто у него заболела голова. Русский же добьется того, что она у него и вправду заболит. Ex oriente lux [с Востока свет (лат.)] — вот все, что, снедаемые завистью мы можем сказать по этому поводу — ведь согласитесь, что русское решение проблемы куда лучше и элегантнее американского. Конечно, в конце концов оба добьются своей цели, но американец будет при этом целиком отдавать себе отчет, что лжет. Русский же останется в полном ладу со своей совестью. [Из Главы 3: Русские и американцы]

6 (с.40)

Некто возымел желание повесить картину. У него есть гвоздь, но нет молотка. И наш герой решает одолжить молоток у соседа, но потом его одолевают сомнения: «А вдруг сосед не захот дать мне свой молоток? Он так нехотя мне ответил, когда я вчера с ним поздоровался. ... [Далее следует свободно развивающаяся цепь предположений/заключений — ЕЧ] ... Может он решил, что раз у него есть молоток, а у меня нет, то я у него в руках? Ладно, сейчас я ему прочищу мозги». Наш герой вскакивает, в ярости мчится к квартире соседа и звонит в дверь. Ничего не подозревающий сосед открывает дверь, но не успевает он произнести и слово: «Здравствуйте», как на него обрушивается крик нашего героя «Подавись ты своим молотком, ты, кретин!» .... Немного найдется методов, которые по своей эффективности могли сравниться с умением ошеломить ничего не подозревающего собеседника, ознакомив его с заключительным звеном длинной, запутанной цепи фантастических измышлений, где ему принадлежала решающая и, разумеется, весьма злодейская роль. [Из Главы 4: История с молотком]

7 (c.49)

Упражнение 7. Как только Вы достаточно убедитесь в том, что вокруг вас все время происходят какие—то странные и подозрительные события, немедленно поделитесь своим открытием с друзьями и знакомыми, включая в случае необходимости почтальона. Ибо нет лучшего средства распознать, кто твой истинный друг, а кто — коварный волк, рядящийся в овечью шкуру, дабы безнаказанно плести вокруг вас мрачные интриги [Из той же, крайне полезной, Главы 4 — ЕЧ]

8 (c.65)

Так, например, для начала вполне достаточно, если вы проникнетесь убеждением — плевать, имеет ли оно под собой хоть какое—то основание или просто взято с потолка, — что окружающие все время о чем—то шепчутся за вашей спиной и втайне над вами потешаются. В ответ на этот непреложный «факт» недремлющий здравый смысл тут же услужливо порекомендует вам держаться настороже и не быть простаком. ... Рано или поздно ваши предчувствия непременно сбудутся, и вы сможете с горьким торжеством сказать: «Я так и знал». Успех гарантирован, главное — умудриться так поставить дело, чтобы до конца оставаться в полном неведении о своем личном вкладе в организацию этого мероприятия. [Из Главы 7: «Так я и знал...»]

9 (c.90,92)

Один из полезных и весьма эффективных приемов испортить отношения заключается в том, что партнеру предоставляется две альтернативные возможности выбора. Как только выбор сделан, можно тут же упрекнуть за пренебрежение другой из предложенных возможностей. ... Упражнение 2. Скажите или сделайте что—нибудь такое, что партнер может с равным основанием воспринять как в шутку, так и всерьез. Теперь, в зависимости от реакции партнера вы сможете обвинить его либо в стремлении превратить в шутку серьезные вещи, либо в полном отсутствии чувства юмора. [Из Главы 9: Если бы ты любил меня, то ты любил бы и чеснок...]

10 (c.104)

Нет, дорогие читатели, настоящая, доброкачественная депрессия, верными спутниками коей являются тоска и отчаянье, заключается совсем в другом. Она в умении человека постоянно напоминать себе о том, что ему твердили в детстве, а именно — что у него нет ни права, ни причин чувствовать себя несчастным. И тот, кто с должным усердием и прилежанием решил следовать этому нехитрому правилу, может быть совершенно уверен: приступы депрессии со временем будут становиться у него лишь глубже и продолжительней. [Из Главы 10: Будь самим собой! Веди себя непосредственно]

11 (c.112)

Главное условие успеха — полная уверенность в своей неспособности внушить кому—нибудь чувство любви. Опираясь на это основополагающее убеждение, можно без всякого труда мимоходом дискредитировать любого, кому вздумается нас полюбить. Ведь совершенно очевидно, что у человека, который способен влюбиться в того, кто никакой любви не достоин, должно быть что—то сильно не в порядке. Нарушение психической деятельности типа склоности к мазохизму; невротические симптомы, обусловленные «кастрирующей» мужчину зависимостью от сильной авторитарной матери; патологическая тяга к ситуациям, дающим возможность реализовать комплекс неполноценности — здесь сгодятся любые причины, лишь бы они имели клиническое объяснение этой совершено неуместной и нелепой любви и позволяли превратить ее в нечто, лишенное хоть мало—мальского интереса и даже попросту отравляющего вам жизнь. [Из Главы 11: С чего это вдруг кто—то должен меня любить?]

12 (c.141)

Существует лишь одно простое правило, следуя которому можно положить конец этой затянувшейся игре ... Его можно преподносить в различных формулировках, изображать различными символами, но все они приводят нас в конечном счете к таким извечным понятиям, как честность, терпимость и доверие. Без них наши игры грозят затянуться до бесконечности. Собственно говоря, на чисто умозрительном уровне все мы вроде бы с детства знаем о существовании этого правила. ... Ведь верить в это означает не только осознавать, что мы сами являемся творцами наших собственных несчастий, но и понимать, что с ничуть ни меньшим успехом мы можем своими руками сделать себя счастливыми.

 

В Виртуальный Кабинет В начало статьи
 

 

Copyright © 2003-2024 Андрей Геннадьевич БАБИН и Елена Александровна ЧЕЧЕТКИНА.
Все права зарезервированы.

 

Rambler's Top100