Психотерапевт Андрей Геннадьевич Бабин  
ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ!
На сайт психотерапевта Андрея Геннадьевича БабинаЦЕНТР ДОКТОРА БАБИНА
Какую психологическую помощь мы можем оказать?ДАВАЙТЕ ЗНАКОМИТЬСЯ
Анкета. Резюме. Профессиональная подготовка. Публикации.ВИРТУАЛЬНЫЙ КАБИНЕТ
Жизненные истории тех, кто обращается к нам за помощью

 

ПСИХОАНАЛИЗ. Введение

1. ПСИХОАНАЛИЗ. Введение

Это, как вы уже догадались по картинке, аудио-курс. Лекции читает Айтен Юран — философ, психоаналитик, преподаватель восточно-европейского института психоанализа. Уже здесь начинается ломка стереотипов. Во-первых, лектор, несмотря на "иностранную" фамилию и имя, говорит на великолепном русском языке, и без акцента. Во-вторых, лектор — женщина. Я сама категорически предпочитаю лекторов-мужчин (хотя и среди них всякие попадаются), но тут впервые была покорена лектором-женщиной: блестяще — и по форме, и по содержанию.

Насчет содержания. Это аудио-книга. Вы возьмёте её на сайте ЛитРес по этой ССЫЛКЕ. Естественно, за деньги: мы ведь не пираты! Если не возьмёте/купите, то хотя бы прослушаете бесплатно значительный кусок первой лекции. Там же, на страничке сайта, приведено содержание курса, которое выглядит так:
"Лекция 1. Рождение классического психоанализа, его концептуальные и личностные истоки.
Лекция 2. Психоанализ и гипноз.
Лекция 3. Концепция инфантильной сексуальности. Первая теория влечений Фрейда. Либидо.
Лекция 4. Понятие травмы. Психическая реальность.
Лекция 5. Метапсихология Фрейда. Понятие психического аппарата. Содержание первой и второй модели психического аппарата.
Лекция 6. Основные принципы функционирования психического аппарата. Первичный и вторичный процессы. Понятие амбивалентности.
Лекция 7. Эдипов комплекс. Позитивный и негативный Эдип. Механизм последействия. Понятия идентификации, интроекции и инкорпорации.
Лекция 8. Понятие психоаналитической нейтральности, сеттинг в психоаналитической терапии и организация психоаналитического процесса.
Лекция 9. Отличительные особенности французской школы психоанализа. Стадия зеркала Лакана. Отличительные черты регистров Лакана.
Лекция 10. Психопатология сквозь призму Эдипова комплекса. Концепция Лакана. Невроз и психоз. Клинический аспект депрессивных расстройств. Шизофрения и паранойя".

Прочитав такое, во-первых, не пугайтесь. Юран читает лекции не для умудрённых специалистов, а для студентов-психологов с целью дать им достаточно простое — и вместе с тем достаточно строгое — представление о том, что такое психоанализ, и чем психоаналитический метод отличается от психологического. Вы, скорее всего, не психологи, но и особых психологических знаний вам здесь не потребуется — только интерес и здравый смысл. Наверное. не случайно вы пришли на этот сайт? Попались "в лапы" психоаналитика, так хотя бы представляйте, что с вами будут делать. Вернее, что вы сами будете там делать, с помощью психоаналитического метода.
Во-вторых, распаковав архив, вы с удивлением обнаружите не 10, а 7 файлов. Далее, прослушав первый файл (длительность 1час 42 минуты) вы обнаружите, что тема лекции явно "не выдерживается". Лектор уже здесь говорит о сновидениях и гипнозе. Например, о том что хотя Фрейд начинал именно с гипноза, но (по Фрейду!) "психоанализ начинается там, где гипноз заканчивается". Тогда, спросите вы, о чём же вторая лекция? Если вы о втором файле, то при его прослушивании вы узнаете, что сновидение — это совсем не беспорядочный набор quotосколков" дневных впечатлений а смысловое психическое переживание, структурированное по собственным законам; что психоанализ существует на стыках души и тела, науки и искусства, индивидуальной и массовой психологии, и т.д.; что психоанализ вовсе не порождение 19 века и отсылка к нему — он как раз переворачивает с ног на голову (или наоборот) традиционные представления (вы узнаете, какие) и устремлен в будущее.
Последнее не означает, однако, что Фрейд "устарел", что стоит читать и изучать только современных психоаналитиков. Но не впадайте и в противоположную крайность — читать только Фрейда. К тому же здесь нас, русскоязычных, подстерегает другая опасность: плохие переводы с немецкого, которые могут исказить первоначальный смысл до неузнаваемости. Например, всем знакомы якобы фрейдовские "инстинкт жизни" и "инстинкт смерти". Но у Фрейда нет никаких "инстинктов" — только влечения (в немецком оригинале). А ведь это совсем другое дело! Если нет жёстко вживленных инстинктов (и слава богу!), а есть живые/изменчивые влечения — с ними можно работать. Кстати, Юран отмечает, что русские переводы делались даже не с немецкого оригинала, а с английских переводов! Оттуда и возникли "инстинкты". Так что поосторожнее с переводным Фрейдом — ему и так досталось от переводчиков, беллетристов и киносценаристов.
В общем, список лекций и содержание файлов жёстко не совпадают, хотя всё из списка так или иначе отражено в аудиозаписях реальных лекций. Эти лекции записывались прямо в аудитории, что даёт возможность нам как бы присутствовать там и принимать участие в коротких обменах вопрос-ответ по ходу изложения материала. К сожалению, записи обрываются на полуслове, но за 12 с лишним часов присутствия в виртуальной аудитории вы получите достаточно информации, чтобы без боязни и с пользой следовать дальше — и в познании основ психоанализа, и в его практическом использовании на кушетке психоаналитика.

 

В Виртуальный Кабинет В начало статьи
 

 

Copyright © 2003-2024 Андрей Геннадьевич БАБИН и Елена Александровна ЧЕЧЕТКИНА.
Все права зарезервированы.

 

Rambler's Top100