Психотерапевт Андрей Геннадьевич Бабин  
ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ!
На сайт психотерапевта Андрея Геннадьевича БабинаЦЕНТР ДОКТОРА БАБИНА
Какую психологическую помощь мы можем оказать?ДАВАЙТЕ ЗНАКОМИТЬСЯ
Анкета. Резюме. Профессиональная подготовка. Публикации.ВИРТУАЛЬНЫЙ КАБИНЕТ
Жизненные истории тех, кто обращается к нам за помощью

 

Александр ЛОУЭН. Удовольствие. Творческий подход к жизни

Александр ЛОУЭН

УДОВОЛЬСТВИЕ. Творческий подход к жизни


Москва: Психотерапия, 2011 (2-ое изд.)

Если Франкл ввел новое — духовное измерение к рассмотрению человеческой психики, в дополнение к инстинктивному измерению по Фрейду (детская сексуальность) и Адлеру (воля к власти), то Лоуэн ввел еще одно — телесное измерение. В этой книге (одной из его 14 популярных книг) он говорит об УДОВОЛЬСТВИИ, которое приносит телесная радость, отраженная в духовной сфере. Действительно, когда нам очень хорошо, например, в пике сексуальной или спортивной деятельности, то вопрос о "смысле жизни" вообще не приходит в голову, не так ли? С другой стороны, утверждение Лоуэна о том, что лишь обладая телесным благополучием, человек может достичь радостей духовных, в том числе творческих, кажется слишком категоричным. Вспомнить хотя бы Стивена Хокинга (если не знаете и/или не читали, то, возможно, смотрели недавний фильм "Вселенная Стивена Хокинга"), который из-за болезни с юности был обречен на постепенное угасание телесных радостей — вплоть до превращения в человека-компьютер в настоящее время. Он дважды женат, имеет детей, создал великую космогоническую теорию струн — от которой сам же недавно отказался (процесс нормальный в науке), издал несколько популярных книг. Врачи давали ему 2-3 года — он жив уже несколько десятилетий, причем активно, творчески жив. Да взять хотя бы и самого Франкла, который совсем не чурался телесных радостей. Позвольте дополнительную "капельку" (Франкл, "Воспоминания"):
"Я уже говорил, что всепоглощающими занятиями мне кажутся три — игра в рулетку, операция на мозге и первое восхождение. И добавлю: самый счастливый для меня момент — когда, завершив рукопись и отослав ее в издательство, я тут же отправляюсь в путь, забираюсь на серьезную гору, а потом провожу ночь в приюте альпинистов, в теплой комнате, вместе с приятными мне людьми".
Лоуэн "вытаскивал" своих пациентов через "телесное измерение". Все люди разные — каждому нужна своя психотерапия. Может, как раз Вам показана биоэнергетическая терапия Лоуэна. В любом случае, это интересно: смотрите сами. Выделения жирным шрифтом — мои [ЕЧ], выделения курсивом — автора.

1

(с.26) Мы все чувствуем, что жизнь должна быть чем-то большим, чем борьбой за выживание, что она должна быть наполнена радостью и любовью. И если любви и радости нет в нашей жизни, мы, мечтая о счастье, устремляемся на поиски веселья. Нам невдомек, что подлинное основание для радости — это удовольствие, которое мы чувствуем в своем теле, и без этого удовольствия существования в теле жизнь превращается в суровое выживание, сопровождающееся постоянным ожиданием трагедии.

2

(с.37) Принципы и техники биоэнергетической терапии опираются на функциональную тождественность разума и тела. Это означает, что любая серьезная перемена в мышлении человека, а следовательно — в его поведении и эмоциональной сфере, обусловлена изменениями в функционировании его тела. С этой точки зрения важны две функции — дыхание и движение. И то, и другое оказываются нарушенными у человека, страдающего эмоциональным расстройством, что появляется в хронических мышечных напряжениях, являющихся физическим отражением психологических конфликтов. Посредством мышечных напряжений конфликты структурируются в теле. Когда это происходит, психологические проблемы невозможно снять без снятия напряжений. Для этого человеку необходимо осознать эти напряжения как ограничения его самовыражения. Но одного осознания вызываемой ими боли недостаточно. А ведь большинство людей не осознают даже этого. Когда мышечное напряжение приобретаем хронический характер, но вытесняется из сознания и перестает восприниматься человеком.

3

(с.44) Глубина дыхания измеряется длиной дыхательной волны, а не ее амплитудой. Чем глубже дыхание, тем больше волна распространяется в нижнюю часть живота. Если вздохнуть по-настоящему глубоко, то респираторное движение достигает дна таза, и человек может получить ощущение в этой области. Растяжение легких вниз ограничивается диафрагмой, отделяющей грудную клетку от брюшной полости. Поэтому, когда мы говорим об абдоминальном, брюшном дыхании, это не означает, что воздух проникает в брюшную полость. Термин "абдоминальное дыхание" описывает телесные движения в дыхательном акте. Он указывает на активное участие живота в дыхательном процессе. Расширение и расслабление живота позволяет диафрагме опускаться. Но еще более важным является факт, что только через абдоминальное дыхание волна возбуждения, связанная с дыханием, охватывает все тело.

4

(с.83) Схожа мотивация сексуального мазохиста, который получает удовольствие от побоев. Боль ему необходима, чтобы освободиться от давления. Его тело настолько зажато, а мышцы ягодиц так напряжены, что сексуальное возбуждение, которое проходит через гениталии, не обладает достаточной интенсивностью. Нанесение побоев, помимо своего психологического значения, помогает снять напряжение и расслабить мышцы, высвобождая поток сексуального возбуждения. Райх в своем исследовании мазохизма установил, что мазохист не заинтересован в боли как таковой, а стремится к удовлетворению, которое становится доступным через боль.
Мазохиста от нормального человека отличает эта постоянная потребность в боли, позволяющая испытать удовольствие. Снова и снова он прибегает к одним и тем же болезненным состояниям в отчаянных попытках получить удовольствие. Он не учится на собственном опыте, и его подход нельзя считать творческим.

5

(с.88) Я вспоминаю рассказ о хирурге во Вьетнаме. Он оперировал в госпитале, развернутом на переднем крае, куда раненые поступали прямо с поля боя. Тяжелораненым оказывалась первая помощь перед отправкой в центральный госпиталь. Пока хирург оперировал, молодой раненый солдат лежал на койке и плакал от боли, ожидая своей очереди. "Пожалуйста, доктор, — просил солдат, — дайте мне морфий. Я не могу больше терпеть боль". Но врач не обращал внимания на просьбы раненого. Находившийся рядом репортер спросил, почему он не облегчит страданий солдата. "Боль, — сказал врач, — единственное, что удерживает этих людей в живых". Морфий вызвал бы угнетение жизненно важных функций, что неминуемо привело бы к смерти.
Если мы боимся боли, мы будем бояться удовольствия. Это не значит, что нужно обязательно стремиться к боли во имя обретения удовольствия, как это делает мазохист. Будучи не способен встреться лицом к лицу со своей внутренней болью, мазохист проецирует ее во внешнюю ситуацию. Смысл моих слов в том, что нужно быть честным с самим собой и не пытаться избегать сопряженной с этим боли, если мы хотим познать радость.

6

(с.106) Мое описание взаимосвязи между телесной функцией и поведением возымели действие на пациента. В беседе с ним я не касался его внешнего вида. Я не отношу себя ни к сторонникам, ни к противникам длинных волос, однако небрежная внешность выдает недостаток восприимчивости к телу. Трудно испытать какие-либо чувства к телу, не являющимся источником удовольствия, и поэтому человек начинает игнорировать тело и внешний вид.
Было заметно, что в теле этого человека было очень мало удовольствия, то есть, удовольствия было мало и в его жизни. Тело было зажато, а его ритмическая активность заметно снижена. Терапия была сосредоточена на этой проблеме, так же, как и на проработке психологических конфликтов. Но наибольший успех был достигнут с помощью физической терапии. После стимуляции дыхания, когда тело начало вибрировать, он возбужденно воскликнул: "Ого, как здорово! Никогда не думал, что можно так хорошо себя чувствовать".

7

(с.115) Биологи начинают признавать, что потребность выживания не намного важнее потребности самовыражения. Если спросить: "Выживание ради чего?", то единственным осмысленным ответом могут быть удовольствие и радость жизни, которые неотделимы от самовыражения. Адольф Портман в своем замечательном труде "Новые пути в биологии" пишет: "Метаболизм может служить выживанию индивида, однако мы должны помнить, что индивид здесь не ради своего метаболизма, но скорее метаболизм служит проявлению индивидуального существовани". Самовыражение есть проявление индивидуального существования.

8

(с.122) Патриотизм является еще одним примером эго-идентификации, имеющую под собой реальную основу, поскольку она происходит из принадлежности к данному сообществу людей. … … … Своими идентификациями эго расширяет границы «Я», увеличивая таким образом возможности для достижения удовольствия и удовлетворения.
Проблемы возникают тогда, когда подобное расширение становится чрезмерным, то есть, когда его эго-идентификации компенсируют недостаток самоидентификации. Эго здоровой личности заземлено в ощущениях тела и идентифицируется с телесным "Я". В этом случае основной формой самовыражения является творческая жизнь, а эго-идентификации вторичны. Когда идентификация с телом слаба и незначительна, то идентичность человека неопределенна, а его творческое самовыражение снижено. Такой индивид, будучи отделенным от своего телесного "Я", вынужден искать идентичность и средства самовыражения в эго-идентификациях. Они становятся его главным способом самовыражения и в этом случае оказываются слабым замещением подлинного.

9

(с.153) Пока человек живой, его тело посылает импульсы в мозг, информируя его о своей деятельности и продуцируя ощущения, чувства и мысли. В гуще самых абстрактных рассуждений наш разум не свободен от вторжения личных соображений. Мы осознаем чувство раздражения, фрустрации, возбуждения или спокойствия. Подобные вторжения затрудняют работу объективного мышления, и часто требуется значительное усилие воли для того, чтобы удерживать сосредоточенное внимание на безличной проблеме. Вторжения минимальны, когда тело находится в состоянии удовольствия, а решение проблемы требует творческих усилий. Однако такие условия редки в культуре и образовательной системе, отрицающей роль удовольствия в творческом процессе.

10

(с.157) Нельзя сказать, что творческий человек не способен абстрактно мыслить. Как раз наоборот. Однако его абстракции возникают из чувств и отражают их. Субъективность и абстрактное мышление становятся единым целым.
Люди не привыкли мыслить творчески, поскольку они отказались от субъективного мышления. Их обучили считать такое мышление неполноценным; не доверять чувствам и оправдывать свои действия с помощью логических рассуждений; не рассматривать удовольствие как достойную цель в жизни. Вследствие этого их интеллектуальные способности или используются для рационализации поведения, или заняты решением неличностных проблем. Нередко можно встретить хорошего абстрактного мыслителя, которому недостает того, что называется здравым смыслом.

11

(с.167) Самоутверждение — это провозглашение человеком собственной индивидуальности перед лицом сил, которые ее отрицают. Такие силы существуют как в обществе, так и в семье. Без права на выражение своего отличия индивидуальность слабеет, а ее творческие способности теряются.
Меня часто поражал тот факт, что неспособность пациента знать и понимать самого себя, как правило, сочетаются с его неспособностью сказать "нет". На вопросы "Были ли у вас в детстве вспышки гнева?" или "Кормили ли вас в младенчестве грудью?", он неизменно отвечает: "Не знаю". Отсутствие у человека воспоминаний о ранних годах жизни вполне понятно, если принять во внимание теорию Фрейда о подавлении воспоминаний раннего детства. Однако вопросы, относящиеся к настоящему, — "Почему вы улыбаетесь?", "Что вы чувствуете?", "Чего вы хотите?" — часто вызывают тот же ответ: "Не знаю".

12

(с.259) Связь ритма с удовольствием лучше всего проявляется в произвольных движениях тела. Любая двигательная активность, которая выполняется ритмично, приятна. Если движение выполняется механистически, без чувства ритма, то оно не приносит удовольствия. Хороший пример — ходьба. Если движения ритмичны, ходьба доставляет удовольствие. Когда цель движения в том, чтобы максимально быстро добраться до места назначения, физическая активность становится рутиной. Даже такие монотонные занятия, как работа граблями в саду или подметание пола могут стать приятными, если двигаться ритмично. Можно определить — получает человек удовольствие от жизни или нет — по тому, как он движется. Быстрые, резкие, компульсивные движения, свойственные большинству современных людей, указывают на отсутствие радости в их жизни. Неспешная прогулка по любой центральной улице Нью-Йорка может стать шокирующим опытом. Со всех сторон толкают, теснят и наступают на ноги люди, которые с угрюмыми лицами спешат куда-то, не замечая ничего и никого вокруг себя. Человека, живущего приятной жизнью, отличает ритмичность, плавность и грация движений.

Вернуться в СПИСОК КНИГ

 

В Виртуальный Кабинет В начало статьи
 

 

Copyright © 2003-2024 Андрей Геннадьевич БАБИН и Елена Александровна ЧЕЧЕТКИНА.
Все права зарезервированы.

 

Rambler's Top100