|
Милтон ЭРИКСОН. Мой голос останется с вами
Милтон ЭРИКСОН
Мой голос останется с вами
М: Институт общегуманитарных исследований, 2011.
Когда говорят: "Эриксон" психотерапевты обычно вспоминают Эрика Эриксона, разработавшего теорию стадий взросления о ней уже рассказал Кот-Супервизор. Конечно, большинство из них знают и другого Эриксона Милтона, но… Это же "гипнолог", ф-у-у, за гранью серьёзной науки. Совершенно понятный и одновременно неоправданный снобизм. Во-первых, вопрос о принадлежности психотерапии к "науке" вообще дискуссионен; если и наука, то весьма специфическая. Во-вторых, так называемый Эриксоновский гипноз внутренне вполне структурированная и последовательная психотерапия.
Эту книгу писал не Милтон Эриксон и в то же время он её автор. Писал книгу Сидней Розен (доктор медицины), его ученик и соратник, которому Эриксон доверил составление этого необычного собрания "обучающих историй" и пояснений к ним. Получилось удивительное, почти живое общение с Мастером. Книга одновременно и популярная, будучи лёгкой и увлекательной при чтении и глубокая, внешне "бесформенная", но внутренне строго логичная (достаточно взглянуть на оглавление). Кроме, того, (из предисловия Линна Хоффмана):
"Обучающие рассказы Милтона Эриксона истории, рассказанные им своим пациентам и паломникам, приходившим посидеть у его ног блещут остроумием и очарованием. Они представляют собой прекрасные примеры искусства убеждения. Некоторые сказали бы, что они слишком хороши, чтобы относиться к психиатрии, поскольку, несмотря на то, что изначально их предполагалось использовать для целей психотерапии, эти истории являются частью гораздо большей традиции: американской традиции юмора и остроумия, ярчайшим представителем которой был Марк Твен".
1 (c.20)
Общение с оптимистичным и помогающим в развитии психотерапевтом, таким как Эриксон, уже само по себе является позитивным воздействием. Вдобавок "Обучающие истории" усиливают, дополняют и направляют это позитивное воздействие. Рассказывая истории, Эриксон даёт новую информацию, вызывает новые чувства и подталкивает к новому опыту. Пациент, который годами не мог вырваться из сетей зажатого комплексом вины взгляда на жизнь, с помощью историй получает награду в виде терпимой и жизнеутверждающей философии Эриксона.
2 (c.25)
Эрнст Росси в своей книге "Гипнотические реальности и гипнотерапия", рассматривая Эриксоновские методы наведения и косвенного внушения, выделяет пять стадий этого процесса:
1 фиксация внимания,
2 нейтрализация привычных стереотипов и системы взглядов,
3 бессознательный поиск,
4 бессознательный процесс и
5 гипнотическая реакция.
Каждая последующая стадия вытекает из предыдущей. Росси и Эриксон, который и был его соавтором, назвали это "утилитарным подходом к гипнотерапии".
3 (c.53)
Я попросил Эриксона рассказать нам побольше о той ситуации, в которой давались эти простые внушения. Сколько времени ему понадобилось, чтобы установить раппорт? Погружал ли он эту пару в гипноз?
Он ответил: "Я просто использовал транс в бодрствующем состоянии, который потом достиг чуть более глубокой степени лёгкого транса… Я спросил их: "Почему бы не радоваться жизни? У вам за плечами уже свыше тридцати лет ссор. Я думаю, брак должен приносить радость. А у вас осталось не так много времени, чтобы радоваться совместной жизни." И они оценили эту мысль".
Слишком многие терапевты считают, что они должны помогать пациенту изменяться и направлять эти изменения. А психотерапия похожа на снежный ком, катящийся с горы. Катясь вниз, он становится всё больше и больше, превращаясь в лавину, которая уже сравнима с этой горой.
4 (c.83)
Я спросил его, где он работает.
"Когда я трезв, я работаю в газете. Алкоголь, как вы понимаете, не совместим с этой профессией".
Я сказал: "Хорошо. Вы хотите, чтобы я попытался со всем этим со всей этой историей что-то сделать. То, что я думаю предложить вам сделать, может показаться неуместным. Вы отправитесь в ботанический сад. Вы осмотрите там все кактусы, имеющиеся в наличии, и будете поражаться этим кактусам, которые могут выживать без воды и дождя и живут в таких условиях годами. И будете думать, думать и думать".
Много лет спустя ко мне вошла молодая женщина и сказала: "Доктор Эриксон, вы знали меня трехлетним ребёнком. Когда мне было три года, меня увезли в Калифорнию. Теперь я в Фениксе и зашла посмотреть, что же вы за человек как вы выглядите".
Я сказал: "Что ж, посмотрите хорошенько, а я поинтересуюсь, почему вам так хочется на меня посмотреть".
Она сказала: "Я бы захотела посмотреть на любого человека, который бы послал алкоголика в ботанический сад смотреть на кактусы и учиться обходиться без алкоголя, да так, что он смог это сделать! Мои мать и отец не брали в рот ни рюмки с тех пор, как вы послали туда моего отца".
5 (c.86)
У женщины распалась семья из-за того, что она стала фригидной. Её муж не мог продолжать жить с женщиной, которая оставалась холодна в близости. … … …
В трансе я объяснил ей, как мальчики учатся различать разные ощущения в половом члене когда он не возбуждён, когда он чуть-чуть возбуждён, примерно на четверть, когда он возбуждён наполовину, когда эрекция полная. И я объяснил ей всё, что касается поллюций во сне у мальчиков.
Я сказал: "У каждого мальчика половина его предков женщины. И то, что может сделать любой мальчик, может сделать и любая девочка, А раз так, то и вы можете во сне ночью испытать оргазм. Фактически, вы можете испытать его в любое время, когда пожелаете. Днём вы увидели красивого мужчину. Почему бы вам не сблизиться с ним? Ему знать об этом не обязательно. Но вы об этом будете знать".
Она сказала: "Это интересная мысль".
Я заметила, что она стала совершенно неподвижной, и лицо её залилось краской.
Она сказала: "Доктор Эриксон. Вы только что дали мне возможность впервые испытать оргазм. Огромное вам спасибо". … …
… Почему я описывал мастурбацию мальчиков, а не девочек? Потому что, говоря о мальчиках, я мог избежать разговора лично о ней, в то время как она понимала всё. А потом, когда она поняла, я сказал: "девочка тоже может испытывать оргазм во сне. И половина предков мальчиков являются женщинами". … …
Обращает на себя внимание, что у пациентки не только исчезла фригидность, но и произошёл перенос на другие сферы жизни, что подтверждается выбором более подходящего партнёра. Это следует иметь в виду тем, кто видит в гипнозе только "средство симптоматического лечения".
6 (c.92)
[Из раздела САМОГИПНОЗ]
Одна пациентка сказала мне: "У меня сильный невроз, но я не могу говорить ни с вами, ни с кем-то другим. О вас мне рассказали некоторые из моих друзей, бывших когда-то вашими пациентами. Но у меня нет сил, чтобы рассказать вам, в чём состоит моя проблема. Станете ли вы в таком случае моим психотерапевтом?"
Я сказал: "Да, я помогу вам, чем смогу".
Она сказала: "В таком случае я собираюсь сделать вот что. Вечером, около одиннадцати, а подъеду к вашему дому и припаркую машину. Я буду мысленно представлять, что вы сидите рядом со мной. Тогда я стану продумывать свою проблему…"
Она заплатила за две консультации. Я не знаю, сколько раз она сидела в своей машине до четырёх утра, работая над своей проблемой. Она проработала проблему, заплатив только за две первые консультации.
… … Этот рассказ является буквальным примером использования на практике принципа Эриксона: "Психотерапевтическую работу выполняет сам пациент". И всё же этой пациентке нужно было знать, что Эриксон является её психотерапевтом. Было очевидно, что она не в состоянии работать над собой без психотерапевта.
7 (c.96)
"И я хочу, чтобы вы выбрали частицу своего прошлого то время, когда вы были ещё совсем маленькой девочкой. И мой голос последует за вами. И мой голос превратится в ваших родителей, в ваших соседей, в ваших друзей, одноклассниц и подруг, в ваших учителей. Я хочу, чтобы вы перенеслись в свою школу и снова стали сидящей в классе маленькой девочкой, полной счастья от чего-то, что произошло много лет назад, и что вы сами давным-давно позабыли".
8 (c.1150)
Он сказал: "Правительство выбрало меня для проведения фотосъемки всего круга эклиптики и обсерватории в Борнео, а я страдаю клаустрофобией. Для того, чтобы приехать на Борнео, мне нужно лететь на самолёте и ехать на поезде. Мне нужно плыть на корабле и ехать на автомобиле. Я должен быть в состоянии работать в тёмной комнате. Вы можете помочь мне? У меня в запасе два месяца до отъезда".
…. …. …. ….
В этом-то и состоит преимущество гипноза. В трансе вы можете заставить людей ясно представить себе. Что какая-то конкретная дверь является на самом деле проломом в стене. И сзади них действительно будет находится стена. А важно, чтобы окна и двери были открыты. Когда они превратятся в трещины и проломы в стене, медленно заложите эти проломы.
После того, как он побывал на Борнео и сфотографировал эклиптику, профессор забрался в тёмную комнату и стал печатать фотоснимки. Он очень хотел снова увидеть землю, на которой побывал, Борнео.
Следующей зимой его жена навестила меня и сказала: "Слава Богу, этой зимой мне не придётся спать с открытыми окнами и дверями".
9 (c.168)
"Хорошо, покупайте одну пачку за раз. Пройдите в другой конец города, чтобы купить её. Это начнёт приводить вас в форму. Относительно овощей. Не покупайте их в ближайшем магазине. Пойдите в тот магазин, который расположен в полумиле или миле от вас, и купите ровно столько, сколько нужно, чтобы поесть один раз. Это означает три прекрасные прогулки за день. Что касается спиртного, то вы можете пить, сколько хотите. Пропустите свой первый стаканчик в баре, расположенном за милю до вашего дома. Если вам захочется выпить ещё раз, найдите другой бар, но не ближе, чем ещё через милю. Если захотите выпить в третий раз, то найдите еще один бар, но не ближе, чем за милю".
Он посмотрел на меня с явной злобой. Он меня обругал. Он ушёл разъярённым!
Примерно через месяц ко мне пришёл следующий пациент. Он сказал: "Ваc рекомендовал мне отставной полицейский. Он сказал, что вы единственный психиатр, который знает, что делает".
Полицейский не мог после этого купить ни одной пачки сигарет! И он теперь знал, что хождение в магазин это сознательное действие. Он мог его контролировать. А ведь я не отбирал у него еду. Я не отбирал у него табак. Я не отбирал у него выпивку. Я дал ему возможность гулять.
10 (c.173)
Я сказал: "Позвольте мне взглянуть на псориаз. Меня это не убьёт, и для вас это не смертельно".
Она показала мне его. Я осмотрел её внимательно и сказал: "У вас нет и трети того псориаза, который, как вы считаете, у вас есть".
Она сказала: "Я пришла к вам за помощью, потому что вы врач. А теперь вы рассказываете, что у меня нет и трети псориаза, хотя я прекрасно вижу, сколько у меня есть. Вы же пытаетесь занижать это до одной трети".
Я сказал: "Правильно. У вас много эмоций. У вас есть немножко псориаза и очень много эмоций. Вы же живой человек, у вас есть эмоции; немножко псориаза и много эмоций. Очень много эмоций на ваших руках, на вашем теле, и вы называете это псориазом. Поэтому у вас не может быть более трети того, что, как вы считаете, у вас есть".
"Сколько я вам должна?" спросила она.
Я сказал.
Она сказала: "Я выпишу вам чек и постараюсь с вами больше никогда не встречаться.
Через две недели она позвонила и сказала: "Нельзя ли мне увидеться с вами?"
"Конечно", ответил я.
Она сказала: "Я хочу извиниться. Я хочу увидеться с вами снова".
Я сказал: "Нет нужды извиняться, потому что я поставил правильный диагноз, и не хочу, чтобы передо мной за это извинялись".
Она сказала: "Я полагаю, вы правы. Мне не следует извиняться. Я должна быть благодарна, что вы поставили правильный диагноз. У меня больше нет перхоти, и посмотрите на мои руки. На них есть несколько небольших пятен, и это всё. И на всём теле точно то же самое. А я злилась на вас две недели".
11 (c.178)
Пятнадцатилетняя девочка постоянно сосала палец. Её родители позвонили мне и рассказали об этом со слезами в голосе. … …
"Я хочу сказать тебе, что ты очень глупо делаешь, сося палец", сказал я.
Она сказала: "Вы говорите так же, как и мои родители".
Я сказал: "Нет, я говорю разумно. Ты причиняешь сравнительно небольшое неудобство своим родителям и сравнительно небольшое неудобство водителю автобуса. Ты везде сосёшь палец и в школе. Сколько тысяч ребят учится в школе? И ты сосёшь палец перед всеми подряд. Теперь, если бы ты не была глупой, если бы ты была умнее, то ты бы сосала свой большой палец так, что у твоего папы это по-настоящему засело бы в печёнках. Из разговора с твоими родителями я понял, что послеобеденное время у вас построено по чёткому графику… …. …. Поэтому сделай, пожалуйста, вот что. Возьми часы. Сегодня вечером после ужина ты сядешь рядом со своим папой и целых двадцать минут будешь заниматься только сосанием своего большого пальца, а маме, которая очень пунктуальна, дашь возможность вымыть посуду. … … Каждый раз, когда этот ученик посмотрит на тебя, засовывай палец в рот. И по-настоящему соси его. И, конечно, каждый ученик не любит каких-то учителей. Не расходуй свой палец напрасно на всех учителей подряд … …".
Менее чем через месяц она обнаружила, что существует масса других занятий. Я сделал её сосание большого пальца обязательным, а она не любила делать что-либо по расписанию.
12 (c.192)
В последние годы жизни Эриксон потратил много времени, чтобы подготовить окружающих к своему предстоящему уходу. Он не хотел, чтобы траур длился долго, и пускал в ход весь свой юмор и шутки, чтобы рассеять тревоги окружающих. Однажды он неправильно процитировал Теннисона, сказав: "И пусть у причала (в баре, за решёткой – bar) не будет слёз, когда мой корабль направится в море". О смерти он говорил открыто. Он и умер так же, как его отец, глядя в будущее. Он планировал вести занятия в следующий понедельник. Характерно, что не было ни похорон, ни погребенья. Его пепел был развеян с вершины горы Скво.
Последний комментарий Эриксона к этой истории [студент выразил озабоченность тем, что Эриксон собирается умирать] звучит так: "Я не знаю, с чего этот студент решил, что я собираюсь умирать. Я как раз решил отложить это". Отложить что? Смерть? Или то, что пришло в голову студенту?
Вернуться в СПИСОК КНИГ
Copyright © 2003-2024 Андрей Геннадьевич БАБИН и Елена Александровна ЧЕЧЕТКИНА.
Все права зарезервированы.
|