|
Роберто АССАДЖИОЛИ. Типология личности в психосинтезе.
Роберто АССАДЖИОЛИ
ТИПОЛОГИЯ ПСИХОСИНТЕЗА. Семь типов личности
Москва, Мир Урании, 2008.
Роберто Ассаджиоли сам относится к довольно редкому типу основателей новой школы в психологии и/или психотерапии, в данном случае школы ПСИХОСИНТЕЗА. Врач по образованию (со специализацией в неврологии и психиатрии) он, в отличие от Фрейда и Юнга (тоже врачей и тоже основателей своих школ) шёл в этом деле не от психопатологии, а от психического здоровья. Точнее, от стремления к наиболее полному здоровому развитию человеческой личности. Разумеется, при этом требовались и соответствующая концепция, и соответствующие методики, и конечно подходящая типология.
Читатель может спросить: зачем так много типологий личности? На этом сайте уже представлена когнитивная типология, а в рамках Лекций по когнитивным типам частично представлена и во многом пересекающаяся с ней психоаналитическая типология. Но эта типология совсем другая. Она не пересекается, она даёт совершенно иной, оригинальный взгляд на данную нам от природы ту или иную психологическую "конструкцию" и показывает, как её оптимальным образом использовать. Книжка короткая, но очень насыщенная, и её, конечно, надо читать полностью и не торопясь. А пока двенадцать "капель", для предварительного знакомства.
1 (c. 19)
Практическое значение для нас теории типов определяется тем, что мы можем применять её в своей жизни, то есть попытаться найти в ней место для себя и для других. Это упражнение не только интересное, но и полезное, потому что развивает психологическую восприимчивость. Правда, мы обнаруживаем довольно быстро, что многих людей трудно однозначно отнести к определённому типу.
Во-первых, есть люди вообще не поддающиеся классификации. Это могут быть недостаточно интегрированные индивидуумы, все сильные качества которых остаются скрытыми, или же, напротив, высоко развитые во многих направлениях личности, которых можно отнести сразу к нескольким типам.
Во-вторых, базовый тип может быть временно приглушён в результате каких-то жизненных обстоятельств или переживаний. Например, …. …..
Третья возможность трудности классификации – самая интересная с психологической точки зрения: …. ….. ….
2 (c. 21)
Самореализация должна проходить в русле своего типа и соответственно опираться на знание о нём. Эта задача одновременно практическая и духовная. Каждый человек должен в отношении своего психологического типа решать три проблемы: выражения, контроля, гармонизации.
1. Выражение. Прежде всего речь идёт о принятии своего типа. Это отнюдь не безотчётное принятие своей натуры как естественного порядка вещей, характерное для большинства, "плывущего по течению". Мы имеем в виду нечто совсем иное: сознательное, открытое посвящение в тенденции и жизненные возможности своего типа. Человек должен узнать заложенные в своём типе шансы, его слабые места и, отнюдь не в последнюю очередь, род помощи, к которой он восприимчив. Безоценочно приняв это знание, он сможет сознательно использовать таланты и преодолевать ограничения своего психологического типа.
3 (c. 22, 23)
2. Контроль. Следующая задача контроль и коррекция дисгармонических, в частности, чрезмерных выражений своего типа. … …
Более того, если какая-то сторона нашей натуры чрезмерно развита, наступает момент, когда именно она начинает блокироваться. Например, если у человека научного типа мыслительная активность вытесняет всё остальное, так что его эмоциональная и телесная жизнь постепенно истощается, в конце концов и сила его мысли начинает ослабевать. Подобное происходит со всеми психологическими типами. Многим людям необходимо сознательно контролировать сильные стороны своей природы, удерживая их в определённых пределах. Это бывает трудно, порой неприятно, порой вызывает внутреннее сопротивление.
4 (c. 23, 24)
3. Гармонизация. Данная задача, часто сопутствующая уже упомянутым, требует развития слабых сторон нашей натуры, исходя из актуального психологического контекста. … … …
Есть множество средств для того, чтобы сдерживать проявление гипертрофированных качеств и развивать недостающие способности.
Прежде всего это работа для воли во всех её различных формах выражения: решимости, целеустремлённости, упорства, мастерства.
Очень много в плане гармонизации дают отношения с людьми других психологических типов. Жизнь благоприятствует таким отношениям: закон полярности, закон взаимного тяготения противоположностей соединяет нас с теми, кто непохож на нас (ближайший пример взаимное влечение полов, которое относится не только к физическому плану). Дружеские и прочие контакты между представителями разных типов несут в себе благодатные возможности гармонизирующего развития для каждого участника. Они активируют подавленные качества, помогают преодолению типологической односторонности.
5 (c. 29)
В интеллектуальном плане люди волевого типа часто выделяются своим ясным умом, не замутнённым эмоциональными переживаниями. Психологически зрелые, непредубеждённые и синтетически мыслящие представители типа наделены поэтому способностью видеть целостность вещей, а не просто совокупность отдельных деталей. Волевой тип способен к мощной концентрации, к сосредоточению сил вокруг одной цели. Люди этого типа с их бойцовским характером обожают спорить и критиковать, от этого проистекают их основные интеллектуальные недостатки. Они обладают выраженной способностью наносить душевные раны, порой более тяжёлые, чем физические.
6 (c. 40)
Какие бы проявления любви мы не рассматривали, всякий раз мы обнаруживаем действие определённого закона тяготения, тенденцию к близости, стремление к соединению и слиянию. Эта функция универсально, но выражаться она может в различных даже противоречивых формах.
1. Присвоение объекта любви, будь то вещь, животное или человек. Прежде всего это относится к пище, которую мы физически присваиваем съедаем. Присваиваем мы также деньги и другие материальные вещи; пытаемся проделывать это и со своими супругами, детьми, друзьями. Иногда последнее удаётся, и близкие люди становятся нашими добровольными рабами, при этом дети психологическими инвалидами.
2. Полная отдача себя в собственность и распоряжение любимому существу.
3. Соединение, основанное на взаимной симпатии, ведущей к сближению и контакту; в результате два или более сущеcтв могут, объединившись, создать нечто целостное.
7 (c. 51)
Центральная задача, стоящая перед человеком любящего типа, это освобождение от плена собственничества, жадности и стремления к обладанию. Достигнув этого, он может любить, оставаясь внутренне свободным, и такую же свободу давая близким людям. Даже оставаясь личностной, его любовь на этом пути трансмутации и сублимации очистится от элементов эгоцентризма. Так как просияет её подлинное существо, исполненное доброты и альтруизма, восходящее к миру единства целостности.
8 (c. 57, 66)
В эмоциональном плане практический тип характеризуется импульсивностью и активностью желаний. Люди этого типа чистые "экстраверты" все их эмоции выливаются в непосредственное живое реагирование. Они хорошо умеют достигать желаемого, могут не скупиться на затраты, но обычно нетерпеливы и опережают события. Самое трудное для них медленно продвигаться вперёд и ждать благоприятного момента. … …
С духовной точки зрения, человек по отношению к материальным вещам, которыми от "владеет", является распорядителем, управителем или доверенным лицом. Они его испытание, объект его духовной, моральной и социальной ответственности, которую порой нелегко нести с достоинством.
Для активно-практического типа сакрализация (освящение) работы и всех жизненных функций преимущественный путь; для людей других типов он может быть не столь значим но тем не менее занимает определённое место в их развитии: все они функционируют через тело и осуществляют какую-то деятельность в мире.
9 (c. 75)
Личность человека художественно-творческого типа многообразна, переменчива, неустойчива, а потому нередко загадочна и непонятна для окружающих. Никакой статический образ, никакой "моментальный снимок" не может дать о ней представление: её портретом мог бы быть фильм, охватывающий все её различные, быстро сменяющие друг друга облики.
Одно из самых заметных отклонений от нормы, свойственных этому типу, чередование периодов бездеятельной пассивности и лихорадочной активности. Во многих случаях это может показаться проявлением недостаточности дисциплины и самоконтроля. Однако есть ещё один фактор, служащий частичным оправданием подобного расстройства, особенно у творческих личностей людей искусства, мыслителей, изобретателей.
В период внешней пассивности у них происходит интенсивная внутренняя подготовка, "вынашивание" будущего творения в бессознательной психике, которое через определённое время завершается мгновенным озарением, когда внутреннее "дитя" выходит на свет: тогда пишется стихотворение или эссе, сочиняется песня, создаётся изобретение. В этом случае человек-творец сознательно следует своему внутреннему ритму, скрытой дисциплине. Он медиум своей бессознательной или сверхсознательной психической активности и не способен к реальному контролю собственных действий.
10 (c. 83)
Современный путь развития культуры выдвинул чётко очерченный, безошибочно узнаваемый тип человека, чей идеал и главная задача беспристрастный поиск конкретного объективного знания. Этому человеку нет дела до метафизики, до конечных основ бытия или до смысла существования. Эго не интересуют мораль, эстетика или иные ценности. Его внимание направлено исключительно на внешние формы вещей, воспринимаемые пятью органами чувств (непосредственно или через приборы), как они взаимодействуют между собой, как изменяются, каким подчиняются законам. Исходя из подобного ключевого свойства нетрудно определить отличительные признаки научного типа. Человек научного типа интересуется конкретным миром столь же серьёзно и живо, как и человек, принадлежащий к активно-практическому типу, но мотивация у него совершенно другая. Если первый стремится к эффективному использованию вещей, то второй просто изучает феномены как таковые: он хотел бы структуру и функцию космического механизма как в целом, так и в мельчайших деталях.
11 (c. 96, 97)
Если человек идеалистического типа является сторонником какой-либо теории или концепции, он считает своим долгом убеждать других принять её. У сторонников абсолютно всех систем, культов "измов", идеологий наблюдается тенденция проповедовать и воплощать свой идеал. Она связана с совершенно определёнными психологическими особенностями, характер проявления которого зависит от личностного уровня. Так, подобные люди зачастую жестоко, аскетически относятся к своему собственному телу, причём у многих мистиков и религиозных людей это принимает форму настоящей враждебности: тело рассматривается как препятствие для духовного роста. Соответственно его беспощадно дисциплинируют и ограничивают в потребностях. Даже если такие люди не борются специально со своим телом, ради идеала они обычно с готовностью идут на тяжёлые физические лишения. … … …
В интеллектуальной сфере люди идеалистического типа обнаруживают, как правило, больше недостатков, чем достоинств: интеллект у них очень часто находится под властью сильных страстей. Поэтому они нередко бывают ограничены, нетерпимы, полны критицизма. Они бескомпромиссны и жестоки в своих воззрениях: раз приняв какой-либо взгляд или теорию, совершенно не склонны в них что-то корректировать. А если такой человек всё же меняет свою позицию, то обычно на прямо противоположную.
12 (c. 107)
В наилучшем варианте человек организаторского типа обладает целеустремлённостью и силой воли, ясным умом, способностью к конструктивным действиям и практической сноровкой. Эти качества приближают его к другим типам: если не заметить характерного своеобразия можно ошибочно отнести его к одному из них или к какому-то смешанному варианту. По силе воли он близок к волевому типу, по интеллекту к научному, по практической конструктивности к практическому; однако отличается от них всех. Личность волевого типа стремится главным образом к тому, чтобы проявить и увеличить свою власть, или же к тому, чтобы привести себя и других к определённой цели. А человек организаторского типа употребляет свою волю для продуманной, постепенной, неуклонной реализации своих или чужих планов. Ясный, точный ум он направляет на достижение конкретных достижимых результатов, и в этом его отличие от людей научного типа, стремящихся главным образом к познанию.
Вернуться в СПИСОК КНИГ
Copyright © 2003-2024 Андрей Геннадьевич БАБИН и Елена Александровна ЧЕЧЕТКИНА.
Все права зарезервированы.
|