|
Дэвид ШАПИРО. Динамика характера.
Дэвид ШАПИРО
ДИНАМИКА ХАРАКТЕРА. Саморегуляция при психопатологии
Москва,Класс, 2009.
Вы недовольны своим типом личности? Или тем, как складывается ваша личная судьба? Плывёте "против течения", но без особого успеха? Не понимаете, что надо изменить и/или как это сделать? Тогда попробуйте эту книгу. Она тоже написана "против течения" (так автор заявляет в самом начале Введения), и читать её непросто особенно тем, кто привык к общепринятым представлениям о том, как устроена человеческая психика. Зато тем смельчакам, кто пустится в плавание по морю осознаваемой реальности, автор предоставит и навигатор фундаментальных связей, отмечающий мели и рифы психопатического развития, и паруса осознанного действия, направляющие ваш корабль психодинамическую структуру личности по выбранному вами пути. Потому что психика человека определяется не только первичной биохимией и младенческими переживаниями/травмами так называемого "доволевого" периода его развития но также и осознанной, волевой деятельностью в процессе взросления и дальнейшей взрослой жизни. Если кратко: "Посеешь поступок пожнешь привычку, посеешь привычку пожнёшь характер, посеешь характер пожнёшь судьбу». Если хотите глубже и конкретнее читайте эту книгу. Для предварительного знакомства, как обычно, предлагаю принять двенадцать капель/цитат. К сожалению, перевод местами явно хромает, поэтому я позволила себе иногда править пунктуацию и отмечать в квадратных скобках мои претензии к переводчикам. Кроме того, курсивом мной выделены ключевые слова, в то время как авторское выделение показано жирным шрифтом.
1 (c.13-14)
Влияние медицины на психотерапию неуклонно возрастает, и на данный момент интерес, который вызывает психопатология, смещается в область биологии. … …
Здесь следует принять во внимание и откровенную неудовлетворённость и разочарованием самой теорией психоанализа, а потому и любой психологической теорией в этой области. В свою очередь, биологическое объяснение психопатологии часто оказывается слишком упрощённым. Определение конкретных биологических процессов, которые могут быть присущи данному психическому состоянию, не способны объяснить волевое поведение, когнитивные процессы, а также содержание мыслей и аффектов, которые в конечном счёте определяют это состояние. … …
Побуждение может быть вполне достаточным объяснением поведения крысы, но побуждение человека следует принимать в расчёт только с точки зрения появления у него искушения. Объяснение наличия зависимости от лекарства наличием у него таких побуждений удовлетворяет ничуть не больше, чем объяснение фактов сексуального насилия высоким содержанием тестостерона в крови. Такие поступки, а следовательно, вообще любые человеческие поступки, возникают вследствие гораздо более сложного сочетания нейрофизиологических процессов по сравнению с тем уровнем, о котором говорят сегодня.
2 (c.20-21)
Однако некоторые разновидности личностной структуры вызывают развитие психопатологии. [Такая] Личность развивается так, чтобы предотвращать возможность конфликта и дестабилизации, только налагая жёсткие и длительные ограничения на свою жизнь и поведение. … …. Именно эти ограничения, направленные на предотвращение тревоги, создают условия для новой тревоги. Например, предусмотрительный и хорошо владеющий собою человек больше не ощущает дискомфорт только из-за обстоятельств или конфликта, изначально послуживших причиной появления такой предосторожности; как только появилась эта предусмотрительность, она становится причиной появления ощущения дискомфорта при малейшем удивлении [?] или самом незначительном проявлении спонтанности. … …
Таким образом, в этом циклическом процессе напряжение, вызванными налагаемыми человеком самоограничениями, постоянно растёт: происходит самосохранение патологической личности. Часто приходится иметь дело с особыми разновидностями и частными случаями таких ограничений в человеческом поведении, которые проявляются с поразительной добросовестностью [?]; это, например, чрезвычайно широко известный психиатрический симптом навязчивого мытья рук. Поэтому такие симптомы обязательно будут "в характере личности%quot.
3 (c.29)
Любая психопатология представляет собой сложную картину, в которой нелегко отделить фундаментальные факторы от факторов, которые только бросаются в глаза. В качестве самого яркого примера можно привести состояние anorexia nervosa. С точки зрения приверженности пациенток соблюдению диеты и сохранения веса это состояние обычно называется нарушением пищевого поведения. В самых первых психоаналитических исследованиях анорексии аналитики искали её патогенные источники в конфликте инфантильных влечений, преимущественно в оральной фиксации. Этот симптом интерпретировали как бессознательное отвержение орального зачатия. Но соблюдение пациентками диеты и сохранение ими веса дали возможность проявиться совершенно иным целям и установкам, а с точки зрения самой последней концепции анорексию относят к навязчивому, даже фанатичному перфекционизму и аскетизму. Естественно, что более характерологическое направляет наш этиологический интерес в совершенно иное русло.
4 (c.37-38)
Очень трудно избежать предположения о появлении внешней угрозы или даже воспоминаний или фантазий об этой угрозе, как это было в самой ранней версии психоанализа, не имея представления о том, как эта тревога развивалась в процессе жизни и деятельности самой патологической личности.
Но принимая во внимание индивидуальную организацию личности сразу можно обнаружить другой источник тревоги, совершенно не зависящий от мыслей и воспоминаний о внешней угрозе; этот источник присущ всей системе регуляции личности и характеризует её стабильность.
Клиническая практика учит нас, что у определённых типов личности развиваются определённые типы установок, организующих сознание, не толерантное по отношению к некоторым склонностям, присущим личности. Например, сексуальное желание ригидной, морализующей личности вызывает у неё ощущение дискомфорта. Но эта нетерпимость будет распространяться не только на конкретные желания и действия. … … Таким образом, в данной концепции тревога становится реакцией на совершенно иную угрозу, нежели внешняя опасность, а именно, угрозу внутренней структуре. Эта угроза зависит не от воспоминаний, а от структуры личности.
5 (c.44)
Беда ещё и в том, что считается, что эти силы и механизмы бессознательно и незаметно действуют внутри сознательной личности и, по существу, независимо от неё (Anna Freud, 1937), и что их воздействие приводит к пассивности сознания. По крайней мере, очень вероятно, что именно эта брешь в психоанализе, эта неясность связи сознания с тем, что является бессознательным, эта с виду безобидная пассивность сознания в психодинамике психопатологии, именно она становится средоточием теоретических и терапевтических проблем. Именно это представление о пассивности сознания отличается от клинической реальности. Ибо в клинической практике видно, что сознательная личность принимает очень активное участие в процессе защиты. Конечно, нельзя сказать, что такой человек сознательно организует собственную психодинамику, но он очень активно реализует её в жизни.
6 (c.58-59)
Тип самообмана, который мы до сих пор рассматривали, вызывается индивидуальным конфликтом и тревогой. Его содержание определяется природой этой тревоги. Но существует и другой тип самообмана, который вызывается внешней угрозой или насилием: раскаяние в результате "китайского промывания мозгов" [во времена "культурной революции"] или "политических процессов" в Советском Союзе; "восстановление" смутных травматических воспоминаний при терапевтической интервенции; "воспоминания" (самооговор) при лишении свободы о преступлениях, которые никогда не совершались; принятие своих недостатков испуганной женой, которые ей не совсем понятны. …. …
В любом случае кажется, что разные формы принудительного "контроля над мыслями" или "промывания мозгов" действуют не просто и прямо, а опосредованы процессом, в котором утрачен нормальный интерес к реальности. Оказывается, существующие убеждения нельзя просто "вычеркнуть" из сознания и принудительно ввести туда новые. Но можно лишить человека способности к активным суждениям или добиться на них запрета. В более мягкой форме можно это выразить следующим образом: то, что человек знает, он знает, и у него нет возможности это не знать. Но знания ответов недостаточно, если можно запретить человеку задавать себе вопросы.
7 (c.74)
Довольно запутанное и сбивающее с толку понятие потери контроля зачастую приводит к интересным примерам иерархической организации самоуправления. В психиатрии можно часто встретить ссылки на "слабый контроль над импульсами" или тому подобное относительно насильственного или какого-то иного нежелательного поведения, в особенности когда сам субъект отказывается от своего намерения. Несомненно, в таких случаях человек поначалу и часто совершенно искренне на самом деле как будто ощущает потерю самоконтроля. При этом в процессе терапии оказывается, что отсутствует не способность к самоконтролю, а откровенное желание его осуществлять.
8 (c.87)
Возможно, не так далёк от реальности столь хорошо знакомый нам по романтической приключенческой литературе образ в чём-то психопатического, но бесстрашного негодяя, который легко рискует своей жизнью и успехом. Стремление некоторых преступников, зависимых людей и алкоголиков идти на риск ради сиюминутных интересов, даже осознавая плачевные последствия, в динамической психологии иногда понимается как выражение бессознательного стремления к саморазрушению. Но совсем не обязательно предполагать ясность бессознательного планирования. Скорее можно предположить, что планирование, включающее ясное осознание будущего риска, просто избегается. Можно сказать, что небрежное отношение психопата к риску дополняет его беспринципность; обе эти черты отражают ограничения, а иногда и эффективность пребывания психопата в ситуации здесь-и-теперь.
9 (c.90-91)
Романтическая и защитно-гиперболизированная идея истерической личности в отношении того, что ею управляют эмоции, а не мысли ясно отражает ослабленное ощущение самоуправляемого и намеренного действия. Но по сравнению с откровенным перекладыванием ответственности психопата, когда ощущение личного участия практически отсутствует ("Зачем ты его ударил?" "Он сопротивлялся"), у истерика присутствует ощущение действия, хотя и в ослабленном виде.
Это различие в утрате действия или его избегания отражается в соответствующей разнице между общими чертами или общим уровнем истерической импульсивности, с одной стороны, и безрассудным действием психопата с другой. Истерики импульсивны, но, как правило, только в тех ситуациях, в которых последствия не имеют особого значения, как, например, женщина, которая говорит вслух всё, что приходит ей в голову. … … ибо истерик не может избежать осознания/cite>, что действие имеет последствия, в той степени, в которой это получается у психопата, а потому не может избежать и чувства ответственности, которое несёт в себе это осознание.
10 (c.101)
Создавая такую картину, ригидная личность опирается на правила, на "следовало бы", тогда как любой другой человек ориентируется по ситуации; в ресторане ригидная личность спрашивает себя, что следует есть, тогда как обычный человек выбирает из тех блюд, которые указаны в меню; ригидная личность не упускает ни малейшей возможности применять правила там, где другой человек может свободно выбирать и даже не обратить на это никакого внимания; ригидная личность считает, что нужно всё доводить до конца, в то время как любой другой человек считает бессмысленным прилагать дальнейшие усилия.
11 (c.113)
В некоторых отношениях формальную связь между навязчиво-одержимой и паранойяльной ригидностью можно выявить довольно точно. Очевидно, что при их сравнении в каждом случае паранойяльное состояние оказывается более ригидным, однако это не самая характерная особенность, присущая этой связи. Самой поразительной чертой является превращение внутренней навязчиво-одержимой борьбы с собой и соответствующее паранойяльное переживания конфликта с внешним противником. Это довольно точное [не]соответствие. Когда навязчивая личность осознанно участвует во внутренней борьбе против любых "уступок" себе и различных послаблений воли, паранойяльная личность борется против внешних сил, заставляющих её "уступить", стремящихся её подчинить или к сему-то её принудить, ослабить её волю или прекратить сопротивление.
12 (c.133-134)
12 (с.133-134)
Что в итоге можно сказать о роли биологии в природе такой управляемой влечением (driven) личности, особенно в гипоманиакальных состояниях? По-прежнему не очевидно, что нам следует считать эту роль существенно отличающейся от роли, которую играет биология в образовании любого другого вида психопатологии или вообще в любом аспекте человеческой психологии. Очевидно, биологические процессы являются основной человеческого мышления и человеческой психологии вообще. Несомненно, индивидуальные биологические различия и их проявления в развитии будут иметь психологическую обусловленность и, например, будут оказывать влияние на способ создания защиты, тем самым влияя и на форму психопатологии если будет развиваться психопатология. С этой точки зрения нельзя гарантировать, что ответственность за любую психопатологию будет возложена только на внешние обстоятельства, так как это означало бы, что одинаковые условия будут оказывать одинаковое влияние на любого человека с любой биологической конституцией. Если бы оказалось, что биологически организованная аффективная система или уровень действия [?] людей, у которых развивается маниакальное, гипоманиакальное или депрессивное состояние, были предрасположены к формированию таких реакций, это было бы вовсе не удивительно. Но это совсем не значит, что такие состояния следует рассматривать совершенно не принимая во внимание психологию.
Вернуться в СПИСОК КНИГ
Copyright © 2003-2024 Андрей Геннадьевич БАБИН и Елена Александровна ЧЕЧЕТКИНА.
Все права зарезервированы.
|