Психотерапевт Андрей Геннадьевич Бабин  
ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ!
На сайт психотерапевта Андрея Геннадьевича БабинаЦЕНТР ДОКТОРА БАБИНА
Какую психологическую помощь мы можем оказать?ДАВАЙТЕ ЗНАКОМИТЬСЯ
Анкета. Резюме. Профессиональная подготовка. Публикации.ВИРТУАЛЬНЫЙ КАБИНЕТ
Жизненные истории тех, кто обращается к нам за помощью

 

М. ТОМАС. Исповедь социопата

М. ТОМАС

Исповедь соцмопата


М, Эксмо-Бомбора, 2024

Это, конечно, не "исповедь" в обычном смысле слова, потому что социопатам незнакомо чувство вины и желание раскаяться. Это — введение во внутренний мир социопата, который сильно отличается от такового для обычных, "нормальных" граждан. Однако социопаты тоже нормальны, просто "норма" для них другая. Поэтому не стоит следовать бездумно рекомендациям держаться подальше от социопатов — они всё равно окружают нас/вас повсюду, и вам будет трудно отставить начальника (а социопаты концентрируются на командных должностях), супруга (социопаты тоже создают семьи, и часто очень успешно) или закадычного друга (социопатам тоже нуждаются в межличностных связях). Не стоит также пытаться поставить диагноз — это проблематично даже для специалистов. А вот знать основы явления социопатии, чтобы правильно реагировать на окружающих, очень желательно.
Не скажу, что это приятное чтение. По крайней мере, для не-социопатов, которые найдут здесь лекарство горькое, но полезное. Хотя и для социопатов (среди наших читателей, конечно, есть и такие) эта книга весьма полезна как руководство для бережного обращения с первыми — так, чтобы и волки были сыты, и овцы целы. Так что рекомендую читать всем добропорядочным гражданам в целях эффективного сотрудничества в рамках единого социума.

1 (c.9)

Эту книгу можно назвать по-разному, но я называю её мемуарами. Это ничем не приукрашенные воспоминания, правдивая история моей жизни. Хотя я допускаю, что, возможно, что-то было несознательно искажено, все события я в любом случае излагаю через призму восприятия мира. И это несомненный плюс моей книги, который подогревает к ней интерес, потому что я эгоцентрична, страдаю манией величия и мне абсолютно наплевать на переживания других людей.

2 (c.29)

Иногда я чувствую себя героиней фильма "Вторжение похитителей тел". Что угодно может меня выдать — показать, что я другая. Я копирую поведение людей — не потому, что хочу их обмануть, просто не хочу выделяться. Я прячусь, потому что боюсь, что если меня обнаружат, то это повлечёт за собой негативные последствия. А всё из-за того, что люди просто неспособны меня понять. А я не хочу, чтобы меня уволили с работы или поместили в лечебницу. Я прячу свою истинную сущность, потому что мне не оставили другого выхода. Заслужила ли я подобного отношения?

3 (c.43)

Помню, что я много спрашивала её об альтруизме, о чём не имела никакого понятия. Потому что была ему неподвластна. Я объясняла ей свою точку зрения: для меня главное — точно оценить полезность человека, как и любого предмета, а значит, меня совершенно не волнуют другие стороны. Этот разговор произошёл до того, как я перестала общаться с подругой, отец которой заболел раком, однако к тому времени я потеряла контакт с большим количеством людей. Я просто заканчивала наши отношения, если общение переставало приносить пользу и становилось мне в тягость. Один из тех, с кем я прекратили общаться, сказал, что я начисто лишена альтруизма. Я сказала, что он, возможно, прав. А возможно, что права я и альтруизм — лишь нарушение мышления, которое мешает людям действовать и подогревает их нерешительность. Я же могу спокойно решать любые сложные ситуации. Моя коллега жалостливо кивала.

4 (c.118)

Но на приём к психотерапевту я попала, только когда мне исполнилось 16. Мама как раз к тому времени наконец вырвалась из-под тиранической власти отца и обрела эмоциональную свободу. Она искренне хотела оказать эмоциональную поддержку, в которой мы нуждались, но только меня отправили к профессионалу. Мама очень проницательно заметила, что я веду себя не только бесшабашно и независимо, но при этом ещё и совершенно холодна эмоционально; ей казалось, что это не пройдёт со временем. Однако было уже поздно. В 16 я была уже слишком умной и сообразительной и не собралась попадать под обаяние психотерапевтов. А может, я вообще не гожусь для психотерапии. В чём бы не была причина, меняться я не собиралась. Я уже привыкла смотреть на мир как на игру с множеством вариантов выиграть или проиграть, поэтому пользовалась любым случаем, чтобы узнать больше о мире и получить преимущества в этой игре.
Я много узнавала о человеческих мотивах, надеждах, желаниях и эмоциональных реакциях, и это упорядоченно хранилось в моём мозгу для последующего использования. Психотерапия в этом отношении оказалась настоящим кладом. Благодаря ей я узнала, как ведут себя нормальные люди, а значит, научилась лучше маскироваться и более успешно манипулировать людьми.

5 (c.126)

Когда я научилась всему, что нужно, благодаря долгим наблюдениям, я стала весьма популярной. Но даже когда я стала задушевно общаться с популярными ребятами, чирлидершами и весельчаками, которых все любили; даже когда я замечала, что в меня влюблены слабые дети, я всё равно осознавала, что я не одна из них. Я понимала, что у меня никогда не будет настоящих привязанностей, даже если я обзаведусь миллионом приятелей, потому что та, кто им нравилась, была лишь моей оболочкой, не имевшей ничего общего с моим истинным «я».
Но при этом мне очень нравилось играть. В играх обнажались слабые места, и я могла задеть людей. Вы когда-нибудь сдирали корочку с царапины? Трогали больной зуб? Напрягали натруженную ноющую мышцу? Эти действия, хотя и доставляют болезненные ощущения, при этом искушают, и так же приятно мне было ткнуть друга или подругу в больное место и посмотреть, что из этого выйдет. Меня не за что было зацепить, и подобная игра приносила мне немыслимое удовольствие.

6 (c.159)

Я часто наблюдала такую картину: люди махали друг другу руками, уступая дорогу, а я в этот момент пыталась понять, что у них в головах. Может, они думают: да, я имею право проехать первым, но, может быть, тот человек торопится больше, чем я? Но если у меня право проехать первой. Это не значит, что я совершаю что-то, чего надо стыдиться! Из-за подобного поведения на перекрёстках часто случалось столпотворение. Потому что предсказуемостью часто поступались в пользу праведности. Мне это казалось совершенно неэффективным. Люди зачем-то пытаются выставить свою доброту напоказ, а в результате страдают все. Думаю, это совсем не по-божески. Бог не станет отказываться от преимущества безо всякой на то причины, Бог будет усиливать свою власть, как это делаю я.

7 (c.169)

Некоторые социопаты способны обуздывать свои желания. Они понимают, что получить тюремный срок не самое мудрое решение, поэтому избегают нарушений закона. Социопат может сказать себе: "Удовольствие, которое я получу, убив этого урода, не стоит тюрьмы". У меня в блоге есть социопат, который совершает опасные и противозаконные вещи, но при этом пишет: "Есть линия, за которую я не перейду ни при каких обстоятельствах". Но она не мешает ему без всяких угрызений совести совершать мелкие нарушения, которые эмпат счёл бы неприемлемыми: финансовые махинации или издевательства.
Другие социопаты, в том числе и я, нашли более принципиальный подход к жизни и следуют религиозным или этическим убеждениям, по крайней мере, до тех пор, пока они соотносятся с их интересами и стремлением к самосохранению. Мы соблюдаем определённые нормы поведения, к которым обращаемся, когда нам необходимо принять решение ("Я не убиваю людей, проэтому не стану бить ножом этого урода"). Как выразился один социопат в моём блоге: "Твоя нравственность не важна; важны твои этические принципы".

8 (c.178)

Но одно из главных хороших качеств социопатов — оптимизм и несокрушимая вера в свои силы. А ещё мы убеждены, что почти всё в этой жизни можно исправить. Соседка, которая злилась на меня, больше меня не беспокоила. Когда отец моей подруги умер, мы возобновили наши отношения и до сих пор прекрасно общаемся. Друзья и родственники простили мне прежние обиды. О социопатах часто говорят как о больных, но я иногда чувствую себя Ахиллом. Он получил сверхчеловеческую силу и одно-единственное уязвимое место. Это был весьма честных обмен — смерть была практически невероятна.
Но всё же у меня нет иммунитета к тоске. А из всех отрицательных эмоций, какие я способна испытывать, самая сильная и трудная — сожаление. Я спокойно отношусь к тому, что жизнь соткана из случайностей, и со мной может произойти любая неприятность. Это меня совершенно не волнует. Но для меня невыносима мысль, что я могу сама стать виновницей своих несчастий из-за собственной неосмотрительности. Подобное всегда происходит неожиданно, и иногда я даже не готова к этому. В беспомощности есть нечто бесповоротное — ты понимаешь, что, что бы ты не делал, это не имеет никакого значения, а то, что делаешь, лишь усугубляет положение.

9 (c.197-8)

Я считаю, что социопатия даёт нам особые конкурентные преимущества, потому что я с рождения обладаю уникальным образом мышления. Моя вера в свои уникальные возможности практически непоколебима. Я очень наблюдательна и мгновенно улавливаю отношения между людьми и без проблем выделяю лидера в любой группе. Я никогда не паникую, даже попав в трудную ситуацию. Думаю, немало людей хотели бы быть социопатами в определённых ситуациях. Социопатия не позволяет нам поддаваться эмоциям, избавляет от страха перед публичными выступлениями. Иногда мне даже интересно, не боюсь ли я эмоций, ведь они воздействуют на меня не так, как на других.
… … Социопаты добиваются успеха, потому что ничего не боятся и стремятся к цели, они уверены в себе, беспощадны и харизматичны. И хоть, с одной стороны, эти качества делают их социопатами, с другой — именно они гарантируют им успех в XXI веке. Мне эти черты помогли подняться по социальной лестнице: от девчонки-пацанки до талантливого музыканта, студентки-отличницы и высокооплачиваемого адвоката. Кто знает, к каким вершинам они поднимут меня в будущем?

10 (c.231)

Мои оригинальные идеи представляют мою ценность как преподавателя права. Я люблю говорить возмутительные вещи, чтобы заставить людей вступить со мной в спор. Я люблю противоречия. Чем больше мы будем общаться, тем лучше они запомнят разговор со мной. Я могу ответить на любой вопрос, меня нельзя недооценивать, иначе вы будете уязвимы. Обычно все прикрываются своими дипломами и сертификатами, а у меня очень чёткая позиция — я не та, за кого вы меня принимаете. Я хочу заставить людей трижды подумать, прежде чем бросить мне вызов. Я хочу, чтобы они боялись моего обмана. Право основано на видимостях, непреложные истины в нём встречаются редко, но если такая истина попала мне в руки, я не выпущу её и использую в полной мере.

11 (c.244)

Безэмоциональность часто приписывают мужчинам. Однако те мужчины, с кем я встречалась, иногда жаловались, что рядом со мной чувствуют себя женщинами. Я не знаю, как проявлялась бы моя социопатия, если бы я была мужчиной. Мне кажется, что у мужчин она часто проявляется в антиобщественном поведении, а вот у женщин нет. Вообще, женская социопатия мало изучена, но, согласно имеющимся исследованиям, для женской социопатии характерны две или три основные черты. Это отсутствие способности к сопереживанию и удовольствие от манипуляции другими людьми и от их беззастенчивого использования — они совпадают с мужскими, но женщины, как правило, не склонны к физическому насилию и импульсивному поведению.

12 (c.348)

Социопаты обычно стремятся спрятать свою личность, но я не хочу прятаться вечно. Я не хочу сойти за нормальную. Мне хочется, чтобы все знали правду о том, кто я. Я хочу выйти из подполья на яркий свет. Правда, сейчас это небезопасно. Люди не любят социопатов. Есть книги и интернет-сайты, посвящённые тому, как распознать социопатов и держаться от них подальше. Я хочу, чтобы такие люди, как я, знали: они не одиноки. И хочу, чтобы все знали: я тоже обычный нормальный человек. Я очень хочу сорвать с себя маску, но не прежде, чем смогу изменить мир и сделать его более уютным местом.

**********

Другие материалы сайта по этой теме:
Психопат по имени социопат
Кент А. Кил "Психопаты"
Защита от психопата по Хаэру

Вернуться в СПИСОК КНИГ

 

В Виртуальный Кабинет В начало статьи
 

 

Copyright © 2003-2024 Андрей Геннадьевич БАБИН и Елена Александровна ЧЕЧЕТКИНА.
Все права зарезервированы.

 

Rambler's Top100