|
Марк КИНГ, Чарльз ЦИТРЕНБАУМ. Экзистенциальная гипнотерапия
Марк Кинг, Чарльз Цитренбаум
Экзистенциальная гипнотерапия
1 (с.14)
Наша цель помочь пациенту изменить болезненный взгляд на мир на менее болезненный, новый взгляд. Новый взгляд на жизнь будет не обязательно более «правильным», чем прежний, но он должен обеспечивать более здоровую (и, желательно, более счастливую) жизнь.
2 (с.15)
Мастер в психотерапии должен иметь ум новичка, ум, свободный от предрассудков и полностью открытый для впечатлений. Выслушивание рассказов пациентов, наблюдение за их поведением, ощущение, вызываемое их присутствием в комнате, все это позволяет терапевту понять реальность пациентов и спланировать наилучшую стратегию воздействия, но только в том случае, если ум терапевта достаточно открыт для правильного восприятия.
3 (с.18)
Многие люди страдают от поведенческих стереотипов в течение долгих лет. Причины, вызвавшие и поддерживающие эти стереотипы, возможно, давным-давно исчезли, но пациенты так долго говорили другим и себе, что не могут справиться с этим поведением, что теперь (1) уверены, что это правда и (2) будет социально неприемлемо (или им так кажется) просто прекратить такое поведение (для окружающих это будет означать, что покончить с подобным поведением было в их силах).
4 (с.22)
Ответ на вопрос «Каков я?» зависит в равной степени как от человека, так и от его окружения. По этой причине клиницисты, являющиеся экзистенциалистами, никогда не принимают всерьез психиатрические диагнозы. Например, если мужчина приходит в наш кабинет, утверждая, что он не в состоянии заниматься сексом со своей женой, так как не может добиться эрекции, мы не вправе назвать его импотентом без уточнения времени, места и человека, с которым он является импотентом. Быть может, каких-нибудь двадцать минут «терапии» с проституткой могли бы продемонстрировать ему, что он отнюдь не импотент. ... Точно таким же образом, человек, пришедший в кабинет врача, не является сам по себе пациентом. Он может быть пациентом, только если окружающие (в данном случае) определят его как пациента. Таким образом, все психиатрические заболевания отчасти вызываются семьей, друзьями и докторами, которые «помогают».
5 (с.26, 27)
Им (пациентам) необходимо понять, что разница между теми, кто кажется здоровыми и смелыми, и нездоровыми людьми, заключается в том, что первые считают тревожность «телефонной кaртой» и продолжают двигаться вперед, преодолевая страх, потому что хотят видеть результаты. А нездоровые люди просто сбегают. Разница в реакции на чувство тревоги, а не в факте ее существования. .... Значительная разница между экзистенциально ориентированным терапевтом и другими специалистами заключается в том, что мы учим пациентов управлять своим чувством тревоги, но мы никогда не пытаемся уничтожить чувство тревоги в результате лечения, потому что это привело бы к неудаче. Единственный способ полностью исключить чувство тревоги из человеческой жизни это смерть.
6 (с.35)
Часто коллеги, ставшие нашими пациентами, говорили нам: «Ваши книги хороши, но мы тоже могли бы написать их». Мы отвечали: «Да, это верно, но вы могли, а мы сделали. Вот почему вы платите деньги, чтобы посещать наши занятия, в то время как мы получаем их за то, что преподаем». ... Пациентам очень важно осознавать, что им необходимо делать то, что они должны делать. Сердцу и легким нет дело до того, как тяжело бросить курить они только реагируют на то, бросил человек курить или нет.
7 (с.54)
Гипнотизер не принуждает пациента принимать ту реальность, которую он предлагает. Нет, гипнотизер просто облегчает пациенту поиски собственной реальности, которая ему близка и понятна. Такое понимание транса и объяснение подобной точки зрения более эффективно. Пациент чувствует себя гораздо лучше, когда понимает, что новая реальность возникает вследствие его работы, а не работы гипнотизера, Всем пациентам необходимо знать, что их восприятие мира определяется сочетанием личной истории и нынешними побудительными мотивами, Они также должны узнать, что всегда и на все можно взглянуть с иной точки зрения.
8 (с.95)
Можно помочь пассивному и беспомощному в своей силе пациенту, используя представление гештальтистской теории о том, что всякое чувство существует в континууме между противоположностями: печаль радость, пассивность агрессивность, зависимость независимость, скромность самоуверенность. Многих пациентов с клиническими проблемами можно представить как бы застрявших на крайних полюсах или вблизи них. Например, некоторые больные, подверженные депрессии, чрезвычайно пассивны и чрезмерно зависимы. Гештальт-терапевт считает, что человек, живущий здоровой и полноценной жизнью, имеет доступ к обоим полюсам различных континуумов человеческого опыта, гибко перемещается вдоль них может находиться на них.
9 (с.118)
Жизнь вызывает тревогу, потому что почти все важные вещи, которые случаются с нами, имеют неопределенный, неоднозначный и неясный исход. В жизни нет никаких гарантий. Даже человека, которого вы любите, завтра может переехать автобус. Множество людей для контроля над тревожностью используют механизм отрицания. Любимые уходят, и когда мы сталкиваемся с реальным поведением личностей, которых считали самыми-самыми лучшими друзей, священников, политиков и т.д., и они оказываются далеко не самыми лучшими (и вообще не самыми), мы часто отрицаем это. Пациенты должны научиться понимать и принимать отсутствие в жизни ясности и присутствие в ней чувства тревоги и не использовать отрицание в качестве средства борьбы с тревогой.
10 (с.151)
Ярлыки, навешиваемые кем-то или самим собой проблема номер один в обычно принимаемой модели зависимости. Слишком многие тяготеют к тому, чтобы сделать ярлык своим полным определением: «я алкоголик», «я взрослый ребенок алкоголиков», «я зависимый». В особенности это оказывается верным для людей, которые участвуют в 12-шаговой программе выздоровления. Обычно на своих встречах они представляются следующим образом: «Привет! Меня зовут Марк. Я алкоголик». Или: «Привет! Меня зовут Джоан. Я страдаю зависимостью». Марк вполне может быть алкоголиком, но в то же время он может оказаться профессором колледжа, мужем, отцом, умелым рыбаком и так далее, а Джоан, страдающая зависимостью, также может быть женой, медсестрой, заботливой матерью или чемпионкой по игре в кегли. ... Ярлыки превращают людей в предметы. Предмет в точности соответствует тому, что обозначает его ярлык, он никогда не может измениться. Карандаш всегда карандаш. Он может быть острым или тупым, с резинкой или без нее; может использоваться по назначению или просто лежать на столе но всегда останется карандашом. А вот быть человеком означает быть разным в различной обстановке.
11 (с.159)
Нам хотелось бы переписать «Молитву о душевном покое» следующим образом:
Боже, дай мне душевный покой, чтобы принять то, что я не могу изменить.
СМЕЛОСТЬ, ЧТОБЫ ИЗМЕНИТЬ ТО, ЧТО МОГУ.
И мудрость, чтобы отличить одно от другого.
12 (с.166)
»...Но смело смотри в лицо своему страху и иди вперед, в неизвестность, туда, куда стремится твоя душа. Помни: все, что встретится тебе на твоем пути и заросшая тропинка, и поваленные деревья, и колючие кусты, и... (да-да, и даже грызуны) все это подарки леса. Без них было бы слишком просто обрести желанную цель. Продолжая ходить безопасной дорогой, ты увидишь всего лишь одну поляну за всю свою жизнь, один и тот же давно знакомый кусочек леса. А теперь отправляйся домой, и с тех пор смело иди вперед, глядя в лицо тревоге и пробуя разные пути. Некоторые из них вознаградят тебя, а некоторые нет, но встретится много приятных неожиданностей, и ты вырастешь не этом пути как личность.»
Вернуться в СПИСОК КНИГ
Copyright © 2003-2024 Андрей Геннадьевич БАБИН и Елена Александровна ЧЕЧЕТКИНА.
Все права зарезервированы.
|