Психотерапевт Андрей Геннадьевич Бабин  
ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ!
На сайт психотерапевта Андрея Геннадьевича БабинаЦЕНТР ДОКТОРА БАБИНА
Какую психологическую помощь мы можем оказать?ДАВАЙТЕ ЗНАКОМИТЬСЯ
Анкета. Резюме. Профессиональная подготовка. Публикации.ВИРТУАЛЬНЫЙ КАБИНЕТ
Жизненные истории тех, кто обращается к нам за помощью

 

Прогулки по мозгу: День первый

ПРОГУЛКИ ПО МОЗГУ:

День первый


Обычный человек редко задумывается о том, что там у него в черепной коробке. Чёрный ящик. Работает — и ладно. Не сломалось — не чини. А когда сломается (сотрясение мозга, инсульт, опухоль) пусть врачи разбираются. И они разбираются — иногда хуже, иногда лучше, но тем лучше, чем яснее представляют, что же там всё-таки происходит. И в этом неоценимую помощь врачам оказывают учёные-нейробиологи. Их усилиями "чёрный ящик" постепенно выдаёт свои секреты, и многие психические нарушения теперь можно связать с определёнными процессами, происходящими в сообществе "серых клеточек", как называл нейроны Эркюль Пуаро.

Немного углубившись в тему, например, с помощью книги Марка Дингмана "Ваш мозг" (М, Эксмо/Бомбора, 2020), становится страшновато: оказывается, все мы ходим по лезвию ножа, когда сбой в работе какой-то области мозга может привести, скажем, к потере памяти или членораздельной речи. Этого обычно не происходит, ведь человеческий организм превосходно отлажен тысячелетиями эволюции, но всем нам известны печальные отклонения от "нормы". Именно с изучения таких отклонений и начиналась нейробиология. Эти отклонения, с другой стороны, показывают, по каким механизмам работает наш мозг "в норме".
Если вам это интересно — приглашаю на прогулку по мозгу с помощью этой книги, как путеводителя. В книге 10 разделов/остановок (страх, память, сон, речь и так далее); мы пройдем по тому же маршруту за четыре дня. Прогулки короткие, но насыщенные. Каждая начинается у памятника пациенту, стараниями/страданиями которого была одержана одна из многих побед на ментальном поле боя, где битва между невежеством (от "не ведать") и познанием не затихает никогда.

День первый: от миндалины к гиппокампу

1. СТРАХ

Памятник С.М., женщине без страха — стр.20.
В начале 1990-х учёные университета Айовы заинтересовались 30-летней С.М., которая не ведала страха. И не от избытка смелости — просто она не умела бояться. Чем поставила в тупик даже укуренного наркомана, который попытался её ограбить. Подозвал (она подошла), потом пригрозил ножом. Она спокойно отвечала: "Если хотите убить меня, сначала расправьтесь с моими ангелами-хранителями". Неудавшийся грабитель решил держаться подальше — не от ангелов, конечно, а от странной женщины.

"Довеском" к патологической смелости С.М. была болезнь Урбаха-Витте, при которой повреждается височная доля мозга, в глубине которой расположена миндалина, назначенная ответственной за формирование чувства страха. Почему "назначенная"? Потому что занятие функциональной анатомией мозга — дело неблагодарное: "зоны" плавают и, главное, никакая зона не работает полностью изолированно, в этом мы убедимся ещё раз на примере зоны Брока, классической "речевой" зоны
.
Но вернёмся к миндалине (вообще, миндалин две — по одной на каждую височную долю, но так уж принято у неврологов) и зададим вопрос: что нам до неё, если наша миндалина не повреждена, как у С.М.? Анатомически, может, и так, но здоровье мозговых тканей определяется не только анатомией, но и особенностями их функционирования. Поэтому коротко остановимся на принципах работы нейрона как основного инструмента мозговой деятельности.

Сам нейрон напоминает морскую звезду, один из отростков которой (аксон) аномально длинный — именно аксоном нейрон соединяется с коротким отростком (дендритом) другого нейрона. Причём соединяется не напрямую, а посредством формирования особой области — синапса путём выброса в синаптическую щель особых молекул — нейромедиаторов, которые воспринимаются отростком соседнего нейрона.

Восприятие нейромедиатора принимающим нейроном сопровождается формированием в его аксоне электрического импульса (для изоляции аксон покрыт клетками Шванна), который распространяется по далее к его концу, вызывая там синтез нейромедиатора, формирование нового синапса, и так далее. Так образуются целые нейронные сети, посредством которых живой мозг и функционирует.

Нейроны "специализируется" по генерируемым нейромедиаторам, создавая соответствующие сети. Однако специализация не жёсткая, и поэтому мозг обладает известной пластичностью, когда при поражении некоторых зон их функции берут на себя другие.
Да и в норме зоны сообщаются друг с другом. Так, миндалина может сформировать импульс страха (и задействовать соответствующую моторную реакцию) задолго до того, как человек осознает опасность, например, на бросок хищного зверя — или просто на падающего паука. Образ зверя/паука поступает непосредственно в зрительную кору (в затылке), а оттуда сразу в миндалину, вызывая автоматическую реакцию типа "замри-беги-бей". Лишь мгновение спустя, после того как подключится аналитическая кора головного мозга, вы осознаёте, что же вас напугало.

Теперь отвечаем на вопрос, каких подвохов человек может ожидать от анатомически здоровой миндалины. Самый распространённый — это ПТСР (посттравматическое стрессовое расстройство). Если человек пережил сильную психическую травму в результате какого-либо события, и если это событие непрерывно «прокручивается» перед ним как во сне (кошмары), так и наяву (воспоминания) — это ПТСР. Состояние длительное, тягостное, ведущее к бессоннице, раздражительности, агрессивности и так далее, вплоть до инвалидности. Нейровизуализация (с помощью функциональной МРТ) показывает, что у пациентов с ПТСР чрезвычайно активная миндалина — она активируется даже при взгляде на фотографию с испуганными людьми и вообще на всякую ситуацию, связанную со страхом — при этом воображаемый страх воспринимается как реальная угроза.
Почему же у других людей, побывавших в тех же стрессовых обстоятельствах (например, при бомбёжке) ПСРТ не развивается? Обычно здесь нет заслуги самого человека — просто, как полагают, у него в мозге нарушена связь между миндалиной и прифронтальной корой, которая анализирует информацию и отделяет реальную угрозу от воображаемой. В случае воображаемой опасности прифронтальная кора с помощью нейромедиаторов передаёт в миндалину сигнал, отменяющий ложную тревогу.

2. ПАМЯТЬ

Памятник человеку во временнОй петле — стр.56.
Клайв Уэринг, музыкант и дирижёр, заболел в возрасте около 50 лет, в расцвете своей карьеры. Вначале болезнь выглядела как грипп (температура, головная боль), но потом добавились неврологические симптомы, и врачи решили, что у него энцефалит (общий термин для заболеваний, связанных с воспалением мозга). Воспаление Уэринга было вызвано вирусом герпеса — крайне редкий и тяжелый случай, но организм победил вирус. Однако в результате мозг Уэринга был повреждён: у него развилась амнезия, одна из самых тяжелых из известных в мире. Все новые воспоминания держатся в памяти Уэринга около 30 секунд, а потом память "обнуляется", и всё начинается сызнова. Он не стал слабоумным: он узнаёт своих детей (хотя каждый раз удивляется, как они повзрослели), он даже может играть на фортепьяно " основные воспоминания о прошлом, в том числе музыкальная память, остались при нём. Но в настоящем Уэринг попал во временную петлю с периодом в 30 секунд, и каждые полминуты как бы просыпается после комы — и снова впадает в неё. Настоящее прерывисто, будущего не существует.

Другая крайность — избыточная помять, когда прошлое чересчур активно вторгается в настоящее. Так произошло с Джейн Прайс (с.44), которая в 12 лет начала замечать, что слишком подробно запоминает события минувшего дня, а с 14 лет все события всех дней могла точно воспроизвести, сознательно или по самому незначительному поводу. Особой радости это, как понимаете, не приносит. Такое расстройство, к счастью, встречается редко; оно называется гипертимезией или автобиографической памятью.

Третий вариант самый неприятный — это болезнь Альцгеймера, основным симптомом которой является прогрессирующая потеря памяти. (Точный диагноз этой разновидности деменции можно поставить только после смерти — по характерным клубкам и бляшкам в мозговой ткани). В результате личность постепенно стирается вплоть до полного исчезновения, потому что именно память во всех её разнообразных видах делает человека человеком, а отдельного человека — личностью.

Какие же виды памяти существуют? Основные — это долговременная, кратковременная и процедурная. Также — сенсорная, промежуточная и так далее. Хотя в процессе формирования, хранения и воспроизведения информации участвуют многие области мозга, главный из них — гиппокамп, который называют "дирижером" оркестра памяти.


Например, формирование краткосрочной памяти о каком-то внешнем событии начинается в сенсорных зонах (восприятие) и лимбической системе (эмоции). По нейронным сетям (синоптическим связям) соответствующие сигналы/информация передается в гиппокамп, который "запоминает" порядок пробуждения соответствующих участков мозга и "размещает" это воспоминание рядом с подобными, чтобы при необходимости воспроизвести его — вытащить нужный "файл" из "папки".
Конечно, это очень приблизительное описание, апеллирующее к привычным терминам (отсюда обилие кавычек), но учёные и сами пока ещё мало знают о том, как работает гиппокамп — можно судить только о результатах его деятельности. Важнейший результат — сортировка воспоминаний кратковременной памяти и перевод отобранной информации на долгосрочное хранение в кору головного мозга. Этот процесс называется консолидацией памяти, и как раз этот процесс был нарушен из-за повреждения гиппокампа у Клайва Уэринга: его кратковременные воспоминания просто стирались через 30 секунд, и долгосрочная память не обновлялась. А в случае гипертимезии нарушения происходят уже на стадии сортировки, и в результате в коре хранится избыточная информация.

Есть ещё одно место хранения информации — в области базальных ядер и мозжечка, которые мы рассмотрим ниже в разделе Моторика). Здесь хранится так называемая процедурная память. Именно благодаря этой памяти Уэйринг сохранил способность играть на фортепьяно. Вы ведь задумывались, каким образом музыкант запоминает такую сложную последовательность нот? Более приземлённый пример: езда на велосипеде или вождение автомобиля. Один раз научившись, мы уж не задумываемся, как это делать. Мы говорим: "на автомате". Но "автомат" надо создать — сознательным и многократным воспроизведением определённых действий, до тех пор, пока соответствующие синаптические сети не закрепятся и не перейдут на долгосрочное хранение в процедурную память.

Ослабление памяти с годами из-за разрушения нейронов и синаптических сетей, хранящих и передающих воспоминания — это естественный процесс. Но следует ли относиться к нему с "пониманием"? Категорически нет! К сохранению мозга следует относиться так же, как к сохранению тела. Конечно, если вам за 20-30, вы не сможете блистать в профессиональном спорте, но сохранить физическую бодрость и подвижность можно до глубокой старости. Только придётся потрудиться — и тем интенсивней, чем больше вам лет. То же относится и к мозговой активности. Интенсивно "работая мозгами" вы непрерывно создаёте новые синаптические пути и сети и закрепляете полезные старые. Не случайно при болезни Альцгеймера неврологи рекомендуют упражнения на запоминание и решение. Не случайно есть мнение, что кофе препятствует развитию деменции (думаю, что дело не в кофеине, а в увеличении времени и интенсивности мозговой активности). Однако стоит ли запускать процесс дегенерации до степени, когда первые признаки ослабления памяти станут заметными? Ведь можно начать прямо сейчас по принципу "больше синапсов, хороших и разных". Вы, наверное, замечали иностранных старичков-туристов, бодрых и с горящими глазами. Новые впечатления, новые знания и знакомства, полезная деятельность — вот путь к сохранению здоровья мозга, доступный каждому.

Вернуться в Лекторий: РАЗНЫЕ ТЕМЫ

 

В Виртуальный Кабинет В начало статьи
 

 

Copyright © 2003-2024 Андрей Геннадьевич БАБИН и Елена Александровна ЧЕЧЕТКИНА.
Все права зарезервированы.

 

Rambler's Top100