Психотерапевт Андрей Геннадьевич Бабин  
ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ!
На сайт психотерапевта Андрея Геннадьевича БабинаЦЕНТР ДОКТОРА БАБИНА
Какую психологическую помощь мы можем оказать?ДАВАЙТЕ ЗНАКОМИТЬСЯ
Анкета. Резюме. Профессиональная подготовка. Публикации.ВИРТУАЛЬНЫЙ КАБИНЕТ
Жизненные истории тех, кто обращается к нам за помощью

 

Сверхпопулярные лекции: Зависимая личность в лапах Тёмного Лорда

Лекция № 11
ЗАВИСИМАЯ личность в лапах Тёмного Лорда


ВЕЛИКАЯ КНИГА...

Так вышло, что зависимый тип личности представляет тоже Питер. Только не Пэн, а Петтигрю. Из великой саги о Гарри Поттере. О "великой" говорю вполне серьезно, а если не верите мне — поищите в Интернете лекции Дмитрия Быкова "Евангелие от Джоан Роулинг%quot и "Гарри Поттер и холодная война" рекомендую. Кто-то скажет, что видел экранизацию: хорошо сделано, но ничего особенного. Не судите по фильму — это просто очень качественная иллюстрация, как красивые картинки в детской книжке. А Гарри Поттера надо читать, все семь книг [1-7] (восьмую — в форме пьесы — не надо, особенно в русском переводе), тогда поймете, о чём речь идёт. Допускаю, впрочем, что кто-то может и не "врубиться" — такое с любой книгой бывает: просто это не "ваша" книга. Тем не менее, сагу о Гарри Поттере читают и перечитывают миллионы детей и взрослых, и будут читать еще очень долго, не одно поколение. Потому что эта великолепно скомпонованная и напоённая жизненными соками книга имеет много уровней. Начинается как добрая детская сказка, продолжается как жестковатый "роман взросления" (или "роман воспитания" по Быкову), и в целом являет собой необычный философский трактат о жизни и смерти, и о том, что бывают вещи хуже, чем смерть, что самая сильная магия — это магия любви, и что человек — это его выбор.

... С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ СИНЕРГЕТИКИ

И, конечно, о злокозненности простоты и благодати сложности, потому что лишь сложный и открытый мир способен к развитию, а упрощение и закрытость ведет к деградации и гибели. Мир Гарри Поттера и его друзей и наставников сложен и открыт — мир его антипода Волан-де-Морта (Тёмного Лорда) и его верных "пожирателей смерти" прост и закрыт, как всякая тирания. Противостояние между этими мирами и составляет сюжетную канву семикнижия. Как говорилось в пророчестве: "Ни один из них не сможет спокойно жить, пока жив другой" (кто читал — помнит, что за пророчество). И в этом глобальном противостоянии роль "маленького человека" Питера Петтигрю оказывается неожиданно большой. Но такова особенность сложных систем: в процессе своего развития они проходят критические этапы (точки бифуркаций), когда решающим для выбора дальнейшего пути оказывается очень слабое воздействие — но воздействие специфическое; в данном случае действие (предательство) очень слабой личности — но личности особого типа. А что до синергетики, то это просто наука о законах развития сложных систем в открытом мире — то есть, в мире, где мы все живем.

ЗАВИСИМАЯ ЛИЧНОСТЬ: ХВОСТ versus DSM

Все персонажи семикнижия до того живые, что (как в жизни!) трудно выделить людей определенного личностного типа. Питер Петтигрю, он же Хвост по школьному прозвищу — единственное исключение. Он просто напрашивается на роль зависимой личности. Вот послушайте:
" — Стащил, — небрежно сказал Джеймс. Он принялся играть снитчем, — отпуская его не больше, чем на длину руки, и ловя его снова — реакция у него была великолепная. Хвост смотрел на него с благоговением. …..
Джеймс по-прежнему играл снитчем, позволяя ему отлетать все дальше и дальше — казалось, что он вот-вот вырвется на свободу, — но неизменно ловя его в самый последний момент. Хвост ахал от восхищения и принимался аплодировать. ….
— Перестань, — наконец сказал Сириус после того, как Джеймс снова эффектным броском поймал снитч и Хвост издал очередной ликующий вопль, — а то Хвост описается от восторга
".

Одного эпизода, конечно, недостаточно, но мы еще много узнаем о Хвосте по мере раскрытия его жизненного пути — ретроспективного и текущего. И всё как-то сходится к зависимой личности, хотя и не буквально в стиле DSM. Ну что ж, живые люди всегда отклоняются от статистической совокупности… Однако совокупные черты "зависимой личности" полезно знать. Вот они:
" Критерии зависимого расстройства личности по DSM-III-R
Тотальный паттерн зависимого и покорного поведения, возникающий в ранней взрослости и проявляющийся в различных контекстах, на что указывают по крайней мере, пять признаков из следующих:
1) неспособен принимать повседневные решения без большого количества советов или поддержки окружающих;
2) позволяет другим принимать за себя большинство важных решений, например, где жить, на какую работу устраиваться;
3) из-за боязни отвержения соглашается с людьми, даже когда полагает, что они не правы;
4) испытывает трудности с началом реализации своих намерений или перед самостоятельными действиями;
5) добровольно делает неприятные или унизительные вещи, чтобы понравиться другим людям;
6) ощущает дискомфорт или беспомощность в одиночестве либо идет на все, чтобы не оставаться одному;
7) чувствует опустошенность или беспомощность когда заканчиваются близкие отношения;
8) часто озабочен боязнью, что его бросят; 9) уязвим к критике или неодобрению
[8, c.392]".

Поведение Питера в вышеприведенном эпизоде, когда юный Джеймс выпендривается с летающим мячиком (не перед Хвостом, конечно, а перед девочкой — своей будущей женой и матерью Гарри), можно отнести к признаку 5 (в детстве мы называли таких "подлиза"). Эпизод этот взят из пятой книги ("Гарри Поттер и Орден Феникса" [5]), а историю предательства взрослого Джеймса его восторженным другом (это предательство — центр сюжета; оно как око тайфуна: в нём тихо и безопасно, но от него идут разрушительные волны) мы узнаём гораздо раньше, уже в третьей книге [3], когда 13-летний Гарри знакомится с тремя закадычными друзьями своего покойного отца Джеймса Поттера.

ЧЕТЫРЕ ДРУГА: СОХАТЫЙ, БРОДЯГА, ЛУНАТИК И ХВОСТ

Они познакомились в Хогвартсе (для тех, кто не читал, это — Британская школа волшебников; на первый курс принимают с 11 лет, всего курсов — 7): Джеймс Поттер, Сириус Блэк, Римус Люпин и Питер Петтигрю. Джеймс и Сириус — блестящие ученики и неисправимые бузотёры, которых обожает вся школа. Римус — бедный ребенок, которого в раннем детстве укусил оборотень; он заразился и попал в общество сверстников лишь благодаря Дамблдору (директор Хогвардса), который настоял, чтобы способный мальчик учился. А что до его волчьих превращений, то на время полной луны преподаватели обеспечили изоляцию Римуса в заброшенной хижине, где он никому не мог причинить вреда, кроме себя самого…

Впервые в жизни Римус стал счастлив, потому что в Хогвартсе у него появились друзья: Джеймс и Сириус. Друзья вскоре поняли, что с Римусом не так, но не бросили его, как он боялся. Наоборот, они придумали способ, как облегчить Римусу ежемесячное одиночное заточение: они стали анимагами, то есть научились превращаться в зверей. Задача чрезвычайно трудная — природных анимагов вообще мало, и все они состоят на учете. Джеймс и Сириус стали незарегистрированными анимагами, а что до трудности — потребовалось много времени, но талантливые парни добились своего. И с пятого курса каждую полную луну вся тройка ночами с упоением носилась по окрестностям: Сохатый (олень-Джеймс) и Бродяга (пёс-Сириус) присматривали, чтобы волчья натура приятеля не взяла верх – никаких нападений ни на людей, ни на зверей. С ними по полям и лесам носился и Питер: он был слабоват как волшебник, но друзья помогли, и он тоже стал анимагом — крысой. Отсюда и прозвище Хвост. Вот вам и признак 2 — куда все, туда и Питер: анимагом, так анимагом.

Впрочем, прозвище не только отсюда. Вот как выглядит Питер в воспоминаниях местной красотки-барменши и профессора:
" — Петтигрю, Петтигрю… уж не тот ли толстячок, что еще в Хогвардсе всюду таскался за Поттером и Блэком? — припомнила мадам Розмерта.
— Он самый, — подтвердила профессор МакГонагалл. — Он души не чаял в Блэке и Поттере. Он им был, конечно, не ровня, не те способности, а я была чересчур строга с ним. Как я теперь раскаиваюсь… - МакГонагалл всхлипнула
" [3, c.236].

Раскаивается она потому, что Петтигрю считался геройски погибшим. На самом же деле, предав Джеймса Поттера и его жену (темный волшебник Волан-де-Морт убил их по его наводке), он сумел провернуть дело так, что обвинили и арестовали пожизненно Сириуса Блэка, а сам Питер, инсценировав свою гибель от руки Сириуса, 12 лет скрывался в облике крысы. Зачем? Дожидался возвращения Тёмного Лорда, чтобы перейти под его защиту. Но не дождался — Сириусу удалось бежать из тюрьмы, ужасного Азкабана, и он начал охоту за крысой-Питером. Подробности читайте в книге [3]. А сейчас даже те, кто не читал книгу, могут оценить качество этой школьной компании. Друзей в ней, фактически, трое, а Питер — временный попутчик, которому нужны сильные покровители: сам он слаб и беспомощен, и его единственное оружие — лесть и хитрость. Это вовсе не означает, что Питер не любит своих друзей: он любит и восхищается ими, и тем больше, чем они сильнее и популярнее, то есть, чем лучше они могут защитить его от окружающего мира. Он не может им ничего дать, кроме своего восхищения, более или менее искреннего, — но с благодарностью берет то, что богато одаренные друзья со всей щедростью юности ему предоставляют: защиту, интересную жизнь, статус. Вообще, теплые отношения в этой четверке могли бы сохраняться хоть всю жизнь — если бы обстоятельства не изменились, и старая дружба стала опасна для Питера. А он стал опасен для своих друзей.

ПРЕДАТЕЛЬСТВО: ПРОСТО СМЕНА ЗАЩИТНИКОВ

Зависимое расстройство личности (ЗРЛ) — очень коварная штука. Сам носитель кажется существом жалким и беззащитным, но на самом деле это не так — он страстно желает защитить себя. Любой ценой. И часто преуспевает в этом. Когнитивисты понимают этот тип так:
"ЗРЛ может рассматриваться как происходящее из двух ключевых допущений. Во-первых, эти люди считают себя неадекватными и беспомощными, и поэтому неспособными жить самостоятельно. Они рассматривают мир как неприветливое, одинокое или даже опасное место, где им не выжить в одиночку. Во-вторых, они делают вывод, что решение проблемы их неадекватности в пугающем мире заключается в том, чтобы попробовать найти кого-то, кто умеет справляться с жизненными трудностями, защитит и позаботится о них" [8, c.397].

Проблема в том, что зависимые личности ищут (и обычно находят) защитника, но сами неспособны защитить его, если потребуется. Им даже не приходит это в голову: если защитник не выполняет свою функцию — надо сменить защитника. Вот так и Питер через несколько лет после окончания Хогвардса меняет своих добрых и великодушных друзей на Тёмного Лорда Волан-де-Морта. Лорд приобрел силу, убивает направо и налево всех несогласных — и Питер тайно переходит к нему на службу. И преподносит ему Джеймса Поттера с семьей, защищенного заклятием доверия; Хранителем Тайны друзья сделали именно Питера, как самого слабого, на которого Темный Лорд даже не подумает… Но тот как раз подумал и для начала превратил Питера в своего шпиона. Он вообще умный, Тёмный Лорд (не надейтесь на глупое зло!), и четко формулирует причину, по которой через 13 лет Питер пошел искать его, чтобы помочь возродиться: &quoyТы вернулся ко мне не доказать свою верность. Ты вернулся, потому что испугался своих старых друзей" [4, c.588].

Еще бы не испугался! Они же хотели его убить, когда Сириус через 12 лет отыскал-таки Петтигрю и они с Люпином заставили крысу превратиться в человека. И это несмотря на все разумные доводы, которые Питер им предъявил:
" — Сириус, Сириус, что я мог поделать? Тёмный Лорд… ты себе не представляешь. У него такое оружие, что уму непостижимо… Меня запугали, Сириус, я же никогда не был храбрецом, как ты, Римус или Джеймс… Я не хотел того, что случилось… Меня вынудил Тот-Кого-Нельзя-Называть.
— Не лги! Ты стал его шпионом еще за год до гибели Джеймса и Лили! Ты был осведомителем!
— Его власть была безгранична, — хлюпнул Петтигрю. — Что бы я выиграл, если бы стал противиться ему?
— Да. Что бы ты выиграл, Питер, в борьбе с самым злым волшебником всех времен? — Блэк клокотал от ярости. — Всего-навсего несколько невинных жизней.
— Ты не понимаешь, Сириус, — проскулил Петтигрю. — Он убил бы меня.
— Значит, надо было умереть, — прорычал Блэк. — Умереть, а не предавать друзей. — Мы бы все так поступили ради тебя!
[3]."

Вот в этом и была ошибка трех друзей: они принимали Питера за "своего", за такого же, как они (пусть и глуповатого, и трусоватого, но своего!) — они его попросту "не видели". Иначе отдалились бы от него сразу же, когда к власти пришел Тёмный Лорд. Именно за свою психологическую "слепоту" и поплатились — и они, да и Питер тоже… Никакого удовольствия ни от предательства, ни от всех своих последующих приключений он не получил: плохо жил и плохо умер.

ПУТИ РАСХОДЯТСЯ: ХВОСТ И ДОББИ

Так что же, спросите вы, если родился зависимой личностью, то впереди светит предательство? Совсем не обязательно. Как говорил Дамблдор: "Неважно, кем ты родился, важно, кем ты стал (вариант: какой выбор ты делаешь)". Конечно, многое зависит от родителей (гены, тип личности, раннее воспитание), но думать-то вы можете сами! И чем раньше начнете, тем лучше. Тогда вы сможете подняться над тем "что дано" и стать тем, кем хотите стать. Нет, я вовсе не отрицаю классический психоанализ: знать/осознать, откуда вы и почему — это всегда полезно. Но всю жизнь оглядываться на это знание и оправдывать им свои неудачи, слабости и даже преступления — просто глупо. Вроде того, как идти вперед с вывернутой назад головой. А как "повернуть голову" по направлению движения? Нелегко (особенно если рядом заботливый психоаналитик), но можно. Для иллюстрации послушайте историю Добби, домового эльфа.

С Добби мы (вместе с Гарри) знакомимся во второй книге, когда Гарри готовится начать свой второй год обучения в Хогвартсе. Сейчас он отбывает свое "заключение" в доме родственников-маглов, для которых он — тяжкое бремя с того самого момента, когда годовалого Гарри, только что лишившегося родителей, Дамблдор оставляет на крыльце его тетки с сопроводительным письмом. Дело в том, что тетка немного общалась с Дамблдором, когда девочкой хотела тоже стать волшебницей, как Лили — но не удалось: волшебниками рождаются. Пути сестер расходятся, но дом кровного родственника защищает Гарри от нападения Волан-де-Морта, поэтому он должен терпеть это ненавистное ему место во время летних каникул, считая дни до их окончания. А тут, видите ли, является странное существо – домовой эльф и говорит, что в школе готовятся страшные дела, и Гарри не должен туда ехать. При этом ведет себя странно — периодически кричит, что он "Плохой, плохой Добби!" и бьет себя чем не попадя.

Объясняется это "кодированием" домовых эльфов: они преданные рабы своих хозяев — и не могут не только не повиноваться им, но и говорить или делать что-то им вредящее. Добби принадлежит семейству Малфоев, глава которых — Люциус Малфой был во времена Тёмного Лорда его приближенным Пожирателем смерти, а после падения своего господина сумел извернуться (заколдовали его, видите ли) и остался на свободе. Но Добби боготворит Гарри Поттера! Потому что после падения Темного лорда (а это случилось, когда тот попытался убить годовалого Гарри) жизнь вокруг стала гораздо светлее: появилась какая-то надежда на более достойное существование даже для таких забитых существ как домашние эльфы. Для большинства эльфов, правда, это ничего не значит. А вот Добби зарыдал, когда Гарри при знакомстве предложил ему присесть (эльфы не приучены к подобным нежностям), и укрепился в стремлении спасти Гарри от заговора, о котором узнал в доме своих хозяев.

Тем самым Добби выпадает из своего сообщества — ведь домашние эльфы по природе тотально зависят от хозяев; для домашнего эльфа величайший позор и горе, если его выгоняют за какую-то провинность. Жизнь кончена! Но только не для Добби. Он способен понять, что Малфой "плохой", злой волшебник; он хочет уйти от него — но по генетически встроенному закону сам эльф этого сделать не может: хозяин должен "дать одежду" (любой предмет), тогда эльф может идти, куда хочет. Для обычного эльфа — это позор и трагедия. Но Добби сам хочет уйти от Малфоя! И Гарри ухитрился сделать так, что Люциус кинул своему эльфу грязный и мокрый носок, то есть, "дал одежду", и теперь эльф-вольнодумец к своему восторгу стал СВОБОДНЫМ ЭЛЬФОМ!
" — Добби получил носок, — пролепетал домовик, не веря своему счастью. — Хозяин бросил, Добби поймал, и Добби … Добби свободен!
Мистер Малфой, окаменев, уставился на эльфа, а затем кинулся к Гарри:
— Ты отнял у меня слугу, мальчишка!
Но Добби крикнул ему:
— Ты теперь не можешь причинить вреда Гарри Поттеру!
Что-то загрохотало, и мистера Малфоя отшвырнуло назад. Он полетел вниз по ступенькам, отсчитывая по три за раз, и упал бесформенной кучей площадкой ниже. Побагровев от гнева, вскочил и выхватил из кармана волшебную палочку, но Добби погрозил ему длинным тонким пальцем:
— Сейчас же уходи, — велел он. — Ты не тронешь Гарри Поттера, та сейчас же уйдешь.
И Люциус Малфой подчинился
" [2, c.469].

Потом Добби появляется почти в каждой книге, неизменно пытаясь спасти Гарри. Правда, спасательные операции проходят не всегда удачно, и после одной Гарри даже полушутя просит: "Обещай мне, Добби, что больше никогда не будешь спасать меня!" Но в конце именно Добби спасает Гарри с его компанией из безвыходной ситуации — из самого логова Темного Лорда. Как оказалось, спасает ценой собственной жизни. И тогда Гарри теряет не услужливого раба — друга.

"Домовик покачнулся, и звезды отразились в его огромных блестящих глазах. Они с Гарри одновременно перевели взгляд на серебряную рукоятку кинжала, торчащего в тяжело вздымающейся груди Добби.
— Добби… нет… ПОМОГИТЕ! — заорал Гарри, обернувшись к дому и суетившимся вокруг него людям. — ПОМОГИТЕ!
Он не знал, волшебники там или маглы, друзья или враги, все это было неважно. Значение имело только тёмное пятно, расползавшееся на груди Добби, и то, что он умоляюще протянул к Гарри руки. Гарри подхватил его и уложил на траву.
— Добби, не надо, только не умирай, только не умирай…
Глаза домовика встретили его взгляд, губы задрожали, с усилием складывая слова:
— Гарри… Поттер…
А потом домовик дернулся и затих. В его неподвижных, словно стеклянные шарики, глазах искрился свет звезд, которых он уже не мог увидеть
" [7, c.405].

Пожалуй, смерть и похороны Добби — это лучшая сцена в фильме, хотя Добби там, конечно, компьютерный персонаж. (Удивительной высоты достигает сейчас "игра" виртуальных героев, которые часто "переигрывают" реальных — вспомните хотя бы Горлума во "Властелине Колец"). Да и в книге эти страницы в числе сильнейших. Выше Роулинг поднялась только в финале, когда Гарри после смерти беседует с Дамблдором и решает вернуться, чтобы продолжить битву.

А как умер Хвост? В той же седьмой книге, незадолго до смерти Добби, путем самоудушения. Точнее, его задушила серебряная рука, подаренная Тёмным Лордом взамен живой кисти, которую Хвост пожертвовал для возрождения Волан-де-Морта:"кость отца, плоть слуги, кровь врага" [4, c.576]. А задушила она его потому что Хвост в глубине души не хочет убивать Гарри Поттера, который 4 года назад сохранил ему жизнь [3] и теперь, в подземелье Темного Лорда, напоминает об этом:
" — Хочешь меня убить? — еле выговорил он, безуспешно пытаясь оторвать от себя металлические пальцы. — Я тебе жизнь спас! Ты у меня в долгу, Хвост!
Хватка серебряной руки неожиданно ослабла. Гарри, изумившись, вырвался. Он все еще зажимал Хвосту рот. Водянистые глазки похожего на крысу человечка испуганно выпучились — он, казалось, не меньше Гарри удивился внезапному милосердию собственной руки и еще энергичнее начал вырываться, словно желая загладить минутную слабость.
…… Его взгляд был направлен не в лицо Гарри, а куда-то в сторону. Пальцы серебряной руки неумолимо приближались к его собственному горлу.
— Нет…
Гарри, не задумываясь, перехватил металлическую руку, но остановить ее не было никакой возможности. Серебряное оружие, подаренное Волан-де-Мортом самому трусливому и никчемному из своих слуг, обратилось против своего владельца. Петтигрю настигла расплата за мимолетное колебание. Мгновение жалости сгубило его
" [7, c.400].

Мораль: уж если ты не можешь подняться над своей зависимой личностью, не можешь стать "свободным эльфом", то будь верен своему защитнику/хозяину до конца. Перебежчики обычно плохо кончают. Да и без того зависимые живут неважно. Впрочем, зависит от хозяина. Даже отвратительный эльф Кикимер, озлобленный и несчастный после гибели возлюбленных темных хозяев, разительно изменился, когда перешел в собственность Гарри — но изменение произошло только тогда, когда Гарри сумел увидеть в Кикимере личность и оценить его несокрушимую верность.

УНИЖЕННЫЕ И ОСКОРБЛЕННЫЕ

Последовательно зависимые люди обычно не вызывают уважения окружающих. Даже три друга, принявшие юного Питера в свою компанию, и искренне считавшие его "своим" до самого конца, когда предательство открылось, всё же относятся к нему с легкой издёвкой, которую можно было бы списать на подростковый возраст — но ведь между собой Джеймс, Сириус и Римус такого не допускают. Вот, например, эпизод после экзамена:
" — Тебе понравился последний вопрос, Лунатик? — спросил Сириус, когда они вышли в вестибюль.
— А как же, — весело отозвался Люпин. "Назовите пять признаков, по которым можно узнать оборотня". Прекрасный вопрос.
— Ты уверен, что тебе удалось правильно перечислить все признаки? — с притворной озабоченностью спросил Джеймс.
— Думаю, да, — серьезно ответил Люпин, когда они присоединились к скопившейся у входа толпе учеников, которым не терпелось выбраться из замка на залитый солнцем луг. — Признак первый: он сидит на маем стуле. Признак второй: он носит мою одежду. Признак третий: его зовут Римус Люпин.
Все, кроме Хвоста, засмеялись.
— Я написал про форму морды, зрачки и кисточку на хвосте, — взволнованно сказал он, — а больше ничего не мог…
— Ты что, совсем тупой, Хвост? — нетерпеливо сказал Джеймс. — Раз в месяц гуляешь с оборотнем всю ночь напролет…
— Говори тише, — взмолился Люпин
" [5, c.601].

И Хвост молча проглатывает это "совсем тупой", и дальше следует уже процитированный выше эпизод, когда Джеймс играет со снитчем, а Хвост "писается" от восторга. Такое поведение коррелирует с признаком 5:
"добровольно делает неприятные или унизительные вещи, чтобы понравиться другим людям",
но не совсем: не чтобы "понравится" — его уже приняли в компанию и оценили таким, какой он есть — а чтобы не разонравиться: начни он обижаться или перестань восхищаться, зачем он там, собственно, нужен? Как справедливо заметила профессор МакГонагалл: "Он им был, конечно, не ровня, не те способности".

Но это еще цветочки! Настоящее унижение и действительно неприятные вещи приходится терпеть Хвосту позже, после смены защитника. Я уже не говорю о садистской сцене, когда Хвост в процессе возрождения Волан-де-Морта отрубает свою руку, а потом с кровоточащим обрубком, подвывая от боли, долго бегает за хозяином, умоляя его выполнить свое обещание — заменить пожертвованную кисть волшебной, серебряной [4, c.580-588]. Тёмный Лорд не церемонится с Хвостом даже до своего возрождения, будучи еще беспомощной полуличинкой-полумладенцем. Вот их диалог в начале 4-ой книги:
" — А может, тебе надоело нянчиться со мной, Хвост? Может эта твоя идея изменить план — не что иное, как попытка бросить меня?
— Милорд! У меня и в мыслях нет покинуть Вас!
— Не лги мне! Фальшь я всегда отличу! Ты жалеешь, что вернулся ко мне. Я внушаю тебе отвращение. Ты смотришь на меня, и тебя передергивает. Я чувствую твою дрожь, когда ты прикасаешься ко мне…
— Вовсе нет! Моя преданность Вашему лордству…
— Твоя преданность — всего-навсего трусость. Ты бы ни одной секунды здесь не остался, если бы тебе было куда пойти. Но я без тебя не выживу, каждые несколько часов я нуждаюсь в пище. Значит, надо доить Нагайну
" [4, c.10]. И дальше:
" — Ну же, Хвост! Устраним еще одно препятствие — и нам открыт путь к Гарри Поттеру. Я не прошу тебя действовать в одиночку. К нам скоро присоединится мой верный слуга.
— Я — ваш верный слуга, — угрюмо пробурчал Хвост.
— Хвост, мне нужен человек с головой на плечах; тот, чья преданность оставалось безупречной, а ты, к несчастью, ни тем, ни другим не блещешь.
— Я нашел вас. — Теперь недовольство в голосе Хвоста проступило еще резче. — Я единственный, кто нашел вас
" [4, c.11].
Ага! При всём своём смирении и ничтожестве, Хвост все же "уязвим к критике или неодобрению" — признак 9. Действительно, он так старался, столько сделал для Тёмного Лорда — а за это чёрная неблагодарность, еще и издевается! Знакомая динамика? Тогда переходим к домашнему заданию.

Домашнее задание. Вопрос: почему в психоаналитической классификации [9] нет зависимого типа личности? Вернее, так: какой тип личности в психоаналитической классификации можно сопоставить с зависимым типом по когнитивной классификации [8]? Обоснуйте и найдите черты сходства и различия в сопоставляемых типах/подходах. Подсказка:
"… считают себя страдающими, но незаслуженно, — жертвами преследования или просто родившимися под несчастливой звездой, проклятыми не по своей вине (например, вследствие "плохой кармы"). В отличие от тех, кто обладает только депрессивной основой, и кто на некотором уровне примиряется со своей несчастливой судьбой, потому что считают, что заслужили это, …… личности могут протестовать, подобно шекспировскому любовнику, взывающими к глухим небесам своими бесполезными криками" [9].
"… живут в состоянии страха — почти бессознательного, — что их недостатки заметят, и они будут отвергнуты за греховность. Чтобы бороться с этими страхами, они пытаются сделать очевидными свою беспомощность и попытки быть хорошими" [9].
"… если дать антидепрессанты …… человеку, то (даже при наличии симптомов клинической депрессии) медикаменты произведут довольно незначительный эффект, по сравнению с тем, что при этом будет поддерживаться патогенное убеждение пациента: он нуждается в авторитетах и их магии для того, чтобы чувствовать себя лучше" [9].

Страницы не указаны специально: ищите сами, из какого психоаналитического «типа» эти цитаты. И думайте тоже сами.

Занятие провела Елена Чечёткина.

Использованная литература:

1. Дж. К. Ролинг. Гарри Поттер и философский камень. М: Росмэн, 2001. Пер. И.В. Оранского.
2. Дж. К. Ролинг. Гарри Поттер и Тайная комната. М: Росмэн, 2001. Пер. М.Д. Литвиновой.
3. Дж. К. Ролинг. Гарри Поттер и узник Азкабана. М: Росмэн, 2002. Пер. М.Д. Литвиновой.
4. Дж. К. Ролинг. Гарри Поттер и Кубок огня. М: Росмэн, 2002. Пер. под ред. М.Д. Литвиновой.
5. Дж. К. Ролинг. Гарри Поттер и Орден Феникса. М: Росмэн, 2004. Пер. В. Бабкова, В. Голышева, Л. Мотылева.
6. Дж. К. Ролинг. Гарри Поттер и Принц-полукровка. М: Росмэн, 2006. Пер. М. Лахути и С. Ильина.
7. Дж. К. Ролинг. Гарри Поттер и Дары Смерти. М: Росмэн, 2007. Пер. С Ильина, М. Лахути, М. Сокольской.
8. Когнитивная психотерапия расстройств личности. Под редакцией А. Бека и А. Фримена. СПб: Питер, 2002.
9. Н. Мак-Вильямс. Психоаналитическая диагностика. М: Класс, 2001.

 

В Виртуальный Кабинет В начало статьи
 

 

Copyright © 2002-2017 Андрей Геннадьевич БАБИН и Елена Александровна ЧЕЧЕТКИНА.
Все права зарезервированы.

 

Rambler's Top100