|
На кушетке у психоаналитика (Ф. Схалквайк и др.)
2. НА КУШЕТКЕ У ПСИХОАНАЛИТИКА. Шесть клинических случаев. ----- Франс Схалквайк и др.
Эта книга коллективный труд восьми авторов-психоаналитиков. Они все, за исключением москвички Натальи Китай, живут и работают в Нидерландах. Казалось бы, маленькая страна но с большими психоаналитическими традициями: на момент выхода книги (2005) в ней было ТРИ психоаналитических (ПА) общества, зарегистрированных Международной ПА ассоциацией. Более того, ПА терапия финансировалась государством а ведь из-за длительности лечения (годы) и частоты встреч (в классическом варианте 5 раз в неделю) это очень затратное мероприятие, которое у нас могут себе позволить лишь хорошо обеспеченные люди. Правда, уже в начале XXI века господдержка снижается:
"… психоанализ стал терять свои позиции. Происходило это из-за отсутствия достоверных научных исследований эффективности психоанализа и связанного с этим нежеланием правительства оказывать ему финансовую поддержку. В университетских программах постепенно всё больше места стали занимать ортодоксальная психиатрия и когнитивная психология. Правительство, видя, что спрос на психологическую помощь среди населения возрастает, потребовало применения более краткосрочных методов лечения" (c.9-10; указание страниц здесь и ниже по изданию 2005 года; издательство Класс)." Тем не менее, даже если ситуация сейчас изменилась в ту или иную сторону, сам факт господдержки ПА терапии в Нидерландах очень примечателен.
Не менее примечателен и тот факт, что при чтении вы обнаруживаете, что авторы вовсе не считают свой метод лучшим и/или единственным, способным решить все проблемы пациента. Напротив, они рекомендуют психоанализ лишь в том случае, если все другие методы малоэффективны, приносят лишь временное облегчение поскольку корень проблем лежит глубже и требует детальной и тщательной проработки с использованием уже столетие как опробованных ПА методов. Как работают эти методы на практике, с современными людьми, вы и прочитаете в этой книге.
Здесь описаны шесть клинических случаев для шести конкретных пар анализанд/аналитик. В каждой паре свои проблемы, своя история их решения. Психоанализ очень индивидуальное предприятие, которое зависит и от особенностей каждой составляющей этой пары, и от развития истории их взаимодействия как внутренней, так и внешней, определяемой течением жизни анализанда "вне кушетки". Оба участника, конечно "зашифрованы" в конце книги приводится лишь общий список психоаналитиков. Каждая история описана одним из них, и поэтому различаются не только фабулы, но и особенности проведения анализа, и стиль изложения. Но во всех случаях применяется общая схема: от знакомства с пациентом и оценки его "ПА потенциала" до окончания анализа и "взгляда в прошлое". Это миф, что психоанализ «приковывает» человека к его психоаналитику на всю оставшуюся жизнь анализ должен длиться ровно столько, сколько нужно, и обычно сам пациент говорит о его завершении. Проблемы, конечно, частично остаются но теперь человек сам способен их осознавать и преодолевать. Он становится более свободным и гораздо более счастливым.
Теперь кратко пройдёмся по главам книги: первая вводная и шесть историй. В Главе 1 "ЧТО ТАКОЕ ПСИХОАНАЛИЗ?" даются краткие сведения, необходимые и достаточные для осознанного восприятия описываемых далее конкретных случаев. Разделы: Зачем нужен психоанализ; Аналитическая ситуация; Основные понятия психоанализа.
Пересказывать Истории не имеет смысла, просто перечислю их с оригинальными заголовками и (для затравки) дам небольшую цитату, по своему выбору. Итак:
История 1: НА ПЕРВЫЙ ВЗГЛЯД У НЕЁ ВСЁ ХОРОШО.
Об унынии и душевной пустоте.
"Так возник избыточный альтруизм. До крайности ориентируя себя на других, она получает через связь с ними то, о чём так мечтает, внимание и сердечность. Но получает она это за счёт подавления своих собственных желаний, порывов, фантазий. Если бы после беды с братом, она вновь не пережила кризис, повлиявший на её развитие, а именно, тяжёлую болезнь Хэнка и неожиданную смерть отца, то может быть, симптомы были бы значительно менее выражены" (с.34).
История 2: С МОИМИ РОДИТЕЛЯМИ ЧТО-ТО НЕ ТАК!
О границах личности, эмоциональной неразберихе и внутренней свободе в подростковом и юношеском возрасте.
"Поразительная деталь из прошлого родителей: оба выходцы из достаточно состоятельных семей, где жалели денег на образование детей. В конце концов мать пошла работать и оплатила учёбу отца, а сама, к сожалению, так и не получила образования. Трудно не заметить: родители проделывают с Яспером то, что перенесли в своё время сами: они излишне скупы, да и Яспер имало позволяет себе. Он описывает жизнь в семье как скупую и в денежном, и в эмоциональном отношении: они мало интересуются друг другом, не поощряют друг друга, общение ограничено колкими замечаниями" (с.53).
История 3: В НАШЕЙ СЕМЬЕ ОБ МЕНЯ ВЫТИРАЮТ НОГИ.
О последствиях травматизма.
"Всё чаще возникает вопрос, как освободиться, как найти своё место в жизни. Непосредственно перед отпуском Марта сомневается, пригласить ли к себе мать на выходные. Затем она видит страшный сон:
Я хочу спать в моей старой комнате. Это не только моя комната, там находятся вещи матери. Я хочу убрать свои вещи в шкаф, но брат Вим кричит: "Нет, нельзя, этот шкаф мне нужен!" Он настаивает на своём, я злюсь и иду в наступление: "У тебя же есть своя комната!" В конце концов говорю матери: "Мне тоже нужна комната в этом доме". А мать в ответ: "Ах, ну его, ему так хочется, а у тебя есть всё, что тебе нужно!" Я возмущаюсь: "Как вы не понимаете, что мне нужен свой угол в этом доме?" Я злюсь всё больше, а она не реагирует. Я бью их опять никакого результата. Я колю мать в ухо маникюрной пилочкой вновь никакой реакции, я угрожаю брату ножом и просыпаюсь в холодном поту" (с.91-92).
История 4: МОЖЕТЕ РАДОВАТЬСЯ ВЫ ОТ МЕНЯ ИЗБАВИЛИСЬ.
О страхе и навязчивости.
"Задним числом легко увидеть, что кушетка напугала Эмму, потому что, лёжа на ней, она теряла точку опоры. Глядя мне в глаза, она лучше чувствует мою реакцию на то, что говорит, и по выражению моего лица видит, что "всё в порядке". Похоже, ей, в буквальном смысле слова необходимо стоять "обеими ногами на земле" иначе её одолевают сомнения. Эмма быстро начинает чувствовать себя маленькой и зависимой, что в её возрасте (она недавно ушла из родительского дома, только что стала жить самостоятельно) может быть опасно. Ей нужно представлять себя сильной, и, сидя на стуле напротив меня, она чувствует себя взрослой и не так страдает от неравенства" (с.107).
История 5. ГРУСТНЫЙ КОРОЛЬ.
Об одиночестве и мании величия.
"Институт [Нидерландский институт психоанализа] выносит оценку: анализ можно заканчивать. Когда я сообщаю об этом Касперу, он злится, и ему кажется, будто у него на самом деле что-то отбирают. Мы обсуждаем положительные изменения, и он ими необыкновенно доволен. То, что полностью высвободить чувства не удалось, и что в сексуальной сфере всё еще есть проблемы, конечно, горько.
В конце сессии, на которой мы обсуждаем завершение анализа, я говорю:
Понятно, что ты хотел бы продолжать, но так обстоят дела.
Это ужасно неприятно, но давай поговорим об этом завтра" (с.154).
История 6. ДЮЙМОВОЧКА.
О депрессии и нарушениях питания.
"Аннемари, как "средний" ребёнок, должна была брать пример со старшей сестры, которая отличалась необыкновенной хозяйственностью. Что же качается моторного развития, то в этом она отставала от младших братьев. Она до последнего момента откладывала и не училась ездить на велосипеде, плавать и ходить на лодке под парусом. Одно из самых первых воспоминаний Аннемари она видит себя привязанной к кровати:
Мне было страшно, но мать теперь отрицает, что делала это. Я очень хорошо помню белые ремни с серебряными креплениями, из-за них невозможно было встать с кровати, ты была прикована к ней.
Я знаю, что раньше было так принято поступать, чтобы дети не брыкались в кроватке, но полностью согласна с Аннемари, что это могло остаться в её воображении смирительной рубашкой" (с.158).
После "Историй" следует ЗАКЛЮЧЕНИЕ, озаглавленное как
СОКРОВЕННЫЕ ЧУВСТВА. Скрытая и внешняя сторона дела.
Разделы: Психоанализ это длительный процесс; Что аналитики думают о психологических конфликтах и роли прошлого; Сравнительные достоинства психоанализа и других методов лечения.
В первом разделе сказано, например, что:
"Людям, наблюдающим со стороны, анализ представляется ситуацией, в которой анализанд будто снова становится ребёнком и с новой силой переживает заглушённые временем конфликты, словно они сформировались лишь вчера или сегодня. Иногда подобные чувства действительно играют важную роль, но в большинстве случаев переживания и конфликты, укоренённые в детстве, сосуществуют с осознанием, что в настоящее время пациент находится в другой жизненной фазе взрослой" (с.187).
А кончается книга так:
"Ещё не сказано последнее слово о том, какой метод больше подходит для лечения определённых симптомов, и аналитики не могут предложить чудодейственного решения всех проблем. В данной книге ряд практикующих аналитиков описали свой опыт работы с клиентами, которым, по мнению х коллег был показан психоанализ".
*****
В заключение замечу, что описанный в этой книге классический психоанализ (5 раз в неделю в течение нескольких лет) желателен, но вовсе не обязателен. Сейчас разработаны и другие, краткосрочные методы (динамическая ПА-терапия и др.) о них поговорим в следующий раз.
Copyright © 2003-2024 Андрей Геннадьевич БАБИН и Елена Александровна ЧЕЧЕТКИНА.
Все права зарезервированы.
|