Психотерапевт Андрей Геннадьевич Бабин  
ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ!
На сайт психотерапевта Андрея Геннадьевича БабинаЦЕНТР ДОКТОРА БАБИНА
Какую психологическую помощь мы можем оказать?ДАВАЙТЕ ЗНАКОМИТЬСЯ
Анкета. Резюме. Профессиональная подготовка. Публикации.ВИРТУАЛЬНЫЙ КАБИНЕТ
Жизненные истории тех, кто обращается к нам за помощью

 

На кушетке у психоаналитика (Ф. Схалквайк и др.)

2. НА КУШЕТКЕ У ПСИХОАНАЛИТИКА. Шесть клинических случаев.
----- Франс Схалквайк и др.

Эта книга — коллективный труд восьми авторов-психоаналитиков. Они все, за исключением москвички Натальи Китай, живут и работают в Нидерландах. Казалось бы, маленькая страна — но с большими психоаналитическими традициями: на момент выхода книги (2005) в ней было ТРИ психоаналитических (ПА) общества, зарегистрированных Международной ПА ассоциацией. Более того, ПА терапия финансировалась государством — а ведь из-за длительности лечения (годы) и частоты встреч (в классическом варианте — 5 раз в неделю) это очень затратное мероприятие, которое у нас могут себе позволить лишь хорошо обеспеченные люди. Правда, уже в начале XXI века господдержка снижается:
"… психоанализ стал терять свои позиции. Происходило это из-за отсутствия достоверных научных исследований эффективности психоанализа и связанного с этим нежеланием правительства оказывать ему финансовую поддержку. В университетских программах постепенно всё больше места стали занимать ортодоксальная психиатрия и когнитивная психология. Правительство, видя, что спрос на психологическую помощь среди населения возрастает, потребовало применения более краткосрочных методов лечения" (c.9-10; указание страниц здесь и ниже — по изданию 2005 года; издательство Класс)." Тем не менее, даже если ситуация сейчас изменилась в ту или иную сторону, сам факт господдержки ПА терапии в Нидерландах очень примечателен.

Не менее примечателен и тот факт, что при чтении вы обнаруживаете, что авторы вовсе не считают свой метод лучшим и/или единственным, способным решить все проблемы пациента. Напротив, они рекомендуют психоанализ лишь в том случае, если все другие методы малоэффективны, приносят лишь временное облегчение — поскольку корень проблем лежит глубже и требует детальной и тщательной проработки с использованием уже столетие как опробованных ПА методов. Как работают эти методы на практике, с современными людьми, вы и прочитаете в этой книге.

Здесь описаны шесть клинических случаев для шести конкретных пар анализанд/аналитик. В каждой паре — свои проблемы, своя история их решения. Психоанализ — очень индивидуальное предприятие, которое зависит и от особенностей каждой составляющей этой пары, и от развития истории их взаимодействия — как внутренней, так и внешней, определяемой течением жизни анализанда "вне кушетки". Оба участника, конечно "зашифрованы" — в конце книги приводится лишь общий список психоаналитиков. Каждая история описана одним из них, и поэтому различаются не только фабулы, но и особенности проведения анализа, и стиль изложения. Но во всех случаях применяется общая схема: от знакомства с пациентом и оценки его "ПА потенциала" — до окончания анализа и "взгляда в прошлое". Это миф, что психоанализ «приковывает» человека к его психоаналитику на всю оставшуюся жизнь — анализ должен длиться ровно столько, сколько нужно, и обычно сам пациент говорит о его завершении. Проблемы, конечно, частично остаются — но теперь человек сам способен их осознавать и преодолевать. Он становится более свободным — и гораздо более счастливым.

Теперь кратко пройдёмся по главам книги: первая вводная и шесть историй. В Главе 1 "ЧТО ТАКОЕ ПСИХОАНАЛИЗ?" даются краткие сведения, необходимые и достаточные для осознанного восприятия описываемых далее конкретных случаев. Разделы: Зачем нужен психоанализ; Аналитическая ситуация; Основные понятия психоанализа.

Пересказывать Истории не имеет смысла, просто перечислю их с оригинальными заголовками и (для затравки) дам небольшую цитату, по своему выбору. Итак:

История 1: НА ПЕРВЫЙ ВЗГЛЯД У НЕЁ ВСЁ ХОРОШО.
Об унынии и душевной пустоте.

"Так возник избыточный альтруизм. До крайности ориентируя себя на других, она получает через связь с ними то, о чём так мечтает, — внимание и сердечность. Но получает она это за счёт подавления своих собственных желаний, порывов, фантазий. Если бы после беды с братом, она вновь не пережила кризис, повлиявший на её развитие, — а именно, тяжёлую болезнь Хэнка и неожиданную смерть отца, — то может быть, симптомы были бы значительно менее выражены" (с.34).

История 2: С МОИМИ РОДИТЕЛЯМИ ЧТО-ТО НЕ ТАК!
О границах личности, эмоциональной неразберихе и внутренней свободе в подростковом и юношеском возрасте.

"Поразительная деталь из прошлого родителей: оба — выходцы из достаточно состоятельных семей, где жалели денег на образование детей. В конце концов мать пошла работать и оплатила учёбу отца, а сама, к сожалению, так и не получила образования. Трудно не заметить: родители проделывают с Яспером то, что перенесли в своё время сами: они излишне скупы, да и Яспер имало позволяет себе. Он описывает жизнь в семье как скупую — и в денежном, и в эмоциональном отношении: они мало интересуются друг другом, не поощряют друг друга, общение ограничено колкими замечаниями" (с.53).

История 3: В НАШЕЙ СЕМЬЕ ОБ МЕНЯ ВЫТИРАЮТ НОГИ.
О последствиях травматизма.

"Всё чаще возникает вопрос, как освободиться, как найти своё место в жизни. Непосредственно перед отпуском Марта сомневается, пригласить ли к себе мать на выходные. Затем она видит страшный сон:
— Я хочу спать в моей старой комнате. Это не только моя комната, там находятся вещи матери. Я хочу убрать свои вещи в шкаф, но брат Вим кричит: "Нет, нельзя, этот шкаф мне нужен!" Он настаивает на своём, я злюсь и иду в наступление: "У тебя же есть своя комната!" В конце концов говорю матери: "Мне тоже нужна комната в этом доме". А мать в ответ: "Ах, ну его, ему так хочется, а у тебя есть всё, что тебе нужно!" Я возмущаюсь: "Как вы не понимаете, что мне нужен свой угол в этом доме?" Я злюсь всё больше, а она не реагирует. Я бью их — опять никакого результата. Я колю мать в ухо маникюрной пилочкой — вновь никакой реакции, я угрожаю брату ножом и просыпаюсь в холодном поту" (с.91-92).

История 4: МОЖЕТЕ РАДОВАТЬСЯ — ВЫ ОТ МЕНЯ ИЗБАВИЛИСЬ.
О страхе и навязчивости.

"Задним числом легко увидеть, что кушетка напугала Эмму, потому что, лёжа на ней, она теряла точку опоры. Глядя мне в глаза, она лучше чувствует мою реакцию на то, что говорит, и по выражению моего лица видит, что "всё в порядке". Похоже, ей, в буквальном смысле слова необходимо стоять "обеими ногами на земле" — иначе её одолевают сомнения. Эмма быстро начинает чувствовать себя маленькой и зависимой, что в её возрасте (она недавно ушла из родительского дома, только что стала жить самостоятельно) может быть опасно. Ей нужно представлять себя сильной, и, сидя на стуле напротив меня, она чувствует себя взрослой и не так страдает от неравенства" (с.107).

История 5. ГРУСТНЫЙ КОРОЛЬ.
Об одиночестве и мании величия.

"Институт [Нидерландский институт психоанализа] выносит оценку: анализ можно заканчивать. Когда я сообщаю об этом Касперу, он злится, и ему кажется, будто у него на самом деле что-то отбирают. Мы обсуждаем положительные изменения, и он ими необыкновенно доволен. То, что полностью высвободить чувства не удалось, и что в сексуальной сфере всё еще есть проблемы, конечно, горько.
В конце сессии, на которой мы обсуждаем завершение анализа, я говорю:
— Понятно, что ты хотел бы продолжать, но так обстоят дела.
— Это ужасно неприятно, но давай поговорим об этом завтра" (с.154).

История 6. ДЮЙМОВОЧКА.
О депрессии и нарушениях питания.

"Аннемари, как "средний" ребёнок, должна была брать пример со старшей сестры, которая отличалась необыкновенной хозяйственностью. Что же качается моторного развития, то в этом она отставала от младших братьев. Она до последнего момента откладывала и не училась ездить на велосипеде, плавать и ходить на лодке под парусом. Одно из самых первых воспоминаний Аннемари — она видит себя привязанной к кровати:
— Мне было страшно, но мать теперь отрицает, что делала это. Я очень хорошо помню белые ремни с серебряными креплениями, из-за них невозможно было встать с кровати, ты была прикована к ней.
Я знаю, что раньше было так принято поступать, чтобы дети не брыкались в кроватке, но полностью согласна с Аннемари, что это могло остаться в её воображении смирительной рубашкой" (с.158).

После "Историй" следует ЗАКЛЮЧЕНИЕ, озаглавленное как
СОКРОВЕННЫЕ ЧУВСТВА. Скрытая и внешняя сторона дела.
Разделы: Психоанализ — это длительный процесс; Что аналитики думают о психологических конфликтах и роли прошлого; Сравнительные достоинства психоанализа и других методов лечения.
В первом разделе сказано, например, что:
"Людям, наблюдающим со стороны, анализ представляется ситуацией, в которой анализанд будто снова становится ребёнком и с новой силой переживает заглушённые временем конфликты, словно они сформировались лишь вчера или сегодня. Иногда подобные чувства действительно играют важную роль, но в большинстве случаев переживания и конфликты, укоренённые в детстве, сосуществуют с осознанием, что в настоящее время пациент находится в другой жизненной фазе — взрослой" (с.187).
А кончается книга так:
"Ещё не сказано последнее слово о том, какой метод больше подходит для лечения определённых симптомов, и аналитики не могут предложить чудодейственного решения всех проблем. В данной книге ряд практикующих аналитиков описали свой опыт работы с клиентами, которым, по мнению х коллег был показан психоанализ".

*****

В заключение замечу, что описанный в этой книге классический психоанализ (5 раз в неделю в течение нескольких лет) желателен, но вовсе не обязателен. Сейчас разработаны и другие, краткосрочные методы (динамическая ПА-терапия и др.) — о них поговорим в следующий раз.

 

В Виртуальный Кабинет В начало статьи
 

 

Copyright © 2003-2024 Андрей Геннадьевич БАБИН и Елена Александровна ЧЕЧЕТКИНА.
Все права зарезервированы.

 

Rambler's Top100