|
ПСИХОСОМАТИКА с точки зрения психоанализа
4. ПСИХОСОМАТИКА с точки зрения психоанализа
Предисловие ведущего [ЕЧ}
Для представления этой книги я использую новый формат, совмещающий форматы Капельницы (12 цитат из предлагаемых вашему вниманию книг) и мини-лекций из раздела Разные темы. При этом авторская рубрикация сохраняется (Введение, Глава 1, и т.д.), а каждая рубрика отражена синопсисом (расширенное содержание) и ключевыми (на мой взгляд) цитатами с указанием соответствующих страниц. Ну, поехали.
ВВЕДЕНИЕ: Психосоматика и психоаналитическое приключение
Почему "театр". Приоткрыть занавес на психической сцене. Психосоматическая реакция и психосоматический потенциал. Кому показано психоаналитическое путешествие а кому нет. Психосоматика как довербальная «младенческая» реакция на эмоциональную боль. Прогноз психоаналитического лечения. Когда психоанализ может навредить.
С.15. "Тем не менее, следует отметить, что аналитики, как правило, не начинают терапию только на основании жалоб психосоматического характера. Несмотря на то, что подобные жалобы могут также указывать на какую-то психологическую проблему, даже в этих случаях психоанализ не всегда показан. В психоаналитическое путешествие отправляются только с теми, кто действительно хочет исследовать непознанные континенты своей психики".
С.17. "Поскольку сами аналитики считают, что психоанализ не обязательно является предпочтительным методом лечения для всех психологических или психосоматических нарушений, на этот вопрос о выборе метода лечения следует обратить особое внимание".
С.18. "Однако некоторые люди, имеющие психосоматические нарушения, пребывают в полном неведении о какой-либо психической боли и могут отрицать любую потенциальную взаимосвязь между физическим страданием и психологическим стрессом. В таких случаях психоаналитическая терапия может оказаться не только бесполезной, но и даже опасной. Если пациент заявляет только о физических страданиях и не обнаруживает какой-либо осведомлённости о психологических страданиях, возможно, он просто обратился не по адресу".
С.24. "Мы не будем удивлены, если младенец, которого внезапно и на длительное время оторвали от матери или который испытал неожиданный шок, отреагирует на происходящее острым колитом или гастритом. Когда со взрослым в подобных обстоятельствах случается нечто аналогичное, и это в результате приводит к серьёзному заболеванию, мы склонны сделать вывод, что имеем дело с архаической формой физического функционирования, которая не использует язык".
Глава 1. МАТЬ
Аллергенная бабушка по имени Мать. Когда тело "сходит с ума". Симптомы, которые мы "выбираем»" Психосоматическое сердце. Психосоматическая личность. Оперативное и алекситимическое мышление как способ экономии психической энергии. Невротические и психосоматические решения.
С.29. "Я до сих пор считаю, что и Мать, и я страдали от горя и ярости, не нашедших своего выражения, и что именно это было причиной наших соматических проявлений. Кто бы мог подумать, что фантазии ребёнка по поводу происхождения крапивницы и заболеваний сердца впоследствии могут быть преобразованы в научные теории, объясняющие загадочные соматические проблемы!">br>
С.34. "В психосоматических состояниях тело ведёт себя "бредовым" образом, часто функционируя на пределе своих возможностей (в отличие от телесных функций, о которых шла речь выше), приводя к физиологической нечувствительности. В таком случае можно даже говорить о том, что тело сошло с ума. Именно это скрытое сходство и в то же самое время поразительное различие между психотическими и психосоматическими структурами и проявлениями занимало все мои мысли на протяжении многих лет".
С.37. "Для меня стало важным открытием, что я обнаружила у ряда своих пациентов бессознательную потребность сохранить их заболевания, причём не только как подтверждение существующих границ их тела, но также как и доказательство их физического выживания".
С.41. "Они обнаружили, что некоторые люди не имеют слов, чтобы описать свои эмоциональные состояния, потому что они или не осознают их, или же не способны дифференцировать одну эмоцию от другой. Они могут не отличить тревогу от депрессии, возбуждение от усталости или даже гнев от голода".
С.44. "Несмотря на то, что многие из этих пациентов страдали от самых разных психосоматических заболеваний, они редко усматривали какую-то связь между своими соматическими проявлениями и психологически нарушающими событиями в их жизни, как если бы восприятия физических и психологических сигналов, предупреждающих их об опасности, были абсолютно выброшены из их сознания".
С.48-49. "… я пришла к следующему выводу: несмотря на то, что многие психосоматические симптомы могут в короткие сроки привести к летальному исходу (в отличие от телесных симптомов истерии, которые являются исключительно символическими и редко вызывают физиологические нарушения), эти симптомы, как это ни парадоксально, также представляют собой попытку выживания".
Глава 2. ТЕЛЕСНО-ПСИХИЧЕСКАЯ МАТРИЦА
От "одного тела" и "одной психики" к обретению индивидуальности. Формирование устойчивых психических репрезентаций. Непризнаваемые репрезентации. Психическая боль и конфликт: плохие решения. Сопротивление анализу как защита соматических формирований. Запрещённые мысли.
С.53. "…это может быть какой-нибудь предмет одежды или просто маленький фрагмент ткани, пропитанный её запахом и ассоциирующийся с ощущением и теплотой её тела. Такие высоко инвестированные объекты, позволяющие ребёнку засыпать с иллюзией материнского присутствия, впоследствии в нормальных обстоятельствах обычно замещаются более сложными ассоциирующимися с матерью заместителями, например, плюшевыми медведями или специальными ритуалами".
С.61. "…ребёнку для достижению прочного ощущения собственного Я необходимы такие отношения с матерью, при которых она выполняла бы свои материнские функции, не только действуя как щит против сокрушительных стимулов извне, но также тонко декодируя посылаемые им сообщения и отвечая на них.
Психическая репрезентация матери, которая приобретается постепенно, находится в тесной взаимосвязи с её способностью модифицировать физическую или психологическую боль ребёнка. Ребёнок, когда он голоден, мокр, обижен, испуган или рассержен, ничего не может сделать с этими состояниями, разве что вызвать краткие моменты галлюцинаторного удовлетворения".
С.63. "Существует ещё одна сложность в анализе пациентов, склонных к интенсивной соматизации. Рано или поздно мы сталкиваемся с тем, что наши пациенты начинают неистово сопротивляться поиску психических факторов, питающих их психосоматическую уязвимость. Так же, как и наши пациенты с проблемами невротического и психотического характера, психосоматические пациенты сражаются с решимостью, которую они не осознают, чтобы защитить свои соматические образования. Было бы даже рискованно подталкивать некоторых пациентов…"
С.68. "Растущий ребёнок понимает, что ему запрещается думать, а единственные разрешённые мысли это мысли его матери. Таким образом, ребёнку в конечном счёте приходится изобретать собственное видение мира с тем, чтобы избежать ужаса перед возможностью быть пойманным в ловушку материнского ума".
Глава 3. ПСИХИЧЕСКАЯ ДЕПРИВАЦИЯ
Смертоносные чувства из детства. Психическое вытеснение и соматическое выражение. Нежеланный ребёнок (случай из практики).
С.76."«Соматические дисфункции в виде реакции на тот или иной стресс можно также рассматривать в качестве симптомов, посредством которого психика, как и в случае с классическими истерическими симптомами, стремится посылать сообщения, которые интерпретируются как соматические. Однако метод здесь более примитивный, чем в случае с истерией. Таким образом, в психосоматических состояниях причины нарушения в работе органа или соматической функции не носят органического характера, при этом реакции будут такими, как если бы возникла необходимость определённые психологические действия в ситуации, представляющей биологическую угрозу. Например, тело человека может функционировать таким образом, как если бы оно пыталось «избавиться от чего-то токсичного» (как в случае с язвенным колитом, когда телесное содержание жестоко изгоняется), или, как если бы оно пыталось «сохранить» (как в случае с бронхиальной астмой, когда пациент зачастую не может даже сделать выдох)".
С.83. "Хотя я и не сказала об этом Кристоферу, но про себя подумала, что если его интерпретация была точной, то соматическая постановка пьесы о беременности напоминала в большей степени аборт, чем рождение. Принимая во внимание материал предыдущих сессий, я подумала, что, возможно, интерпретация Кристофером своего соматического заболевания является выражением бессознательной зависти к способности женщины выносить и родить ребёнка. Если эта гипотеза была правильной, тогда Кристофер, очевидно, вытеснял свои бессознательные желания, придавая инциденту истерическую окраску".
Глава 4. ПСИХОСОМАТИЧЕСКАЯ ПАРА: МАТЬ И РЕБЁНОК
Взрослые дети в восприятии матери. Дочь мать своей матери. Сын "на верёвочке".
С.91. "С двумя пациентками, о которых я собираюсь здесь рассказать, я работала недолго. Обе страдали от одного и того же серьёзного заболевания, и в обоих случаях его внезапная вспышка или обострение, по-видимому, имели непосредственную взаимосвязь с теми отношениями, которые каждая из этих женщин установила со своим единственным ребёнком".
С.97. "Она смогла начать воспринимать свою дочь лишь после того, как та покинула отчий дом, и за этим могла скрываться абсолютная неспособность сепарироваться от своей собственной матери, возможно, даже признать то, что она и её мать не один и тот же человек. Когда был разорван психический образ пары, которую она создала со своей дочерью, казалось, образовалась дыра в её бессознательном образе себя. Она не была способна вынести или даже позволить себе признать те чувства, которые возникли у неё от этого, и она, впав в отчаяние, погрузилась во всё усиливающуюся профессиональную активность, в то же время провоцируя ужасные приступы колита, едва не лишившие её жизни. Но её психика ничего не знала об этом, и только тело в отчаянии взывало о помощи".
С.101. "Хотя было очевидно, что г-жа В. очень беспокоилась о своём сыне, эта новость меня не удивила. Бобби был в некотором смысле её «симптомом», но она была неспособна рассматривать свои отношения с Бобби в этом ключе или предпринять определённые шаги, которые могли действительно помочь Бобби получить необходимую помощь. Вместо этого она усилила давление на Бобби, чтобы он вернулся жить к ней. Через два года я узнала, что Бобби покончил с собой, а у г-жи В. было всё в порядке. Девушка Бобби обратилась к ней за финансовой помощью (которую она была в состоянии оказать), но она предложила молодой матери найти работу, а сама тем временем взяла не себя полную заботу о сыне Бобби".
Глава 5. О СНЕ И СМЕРТИ
Нарциссическая мать как источник психосоматики. Нарушение сна у младенцев. Материнская роль хранителя сна. Клинический случай: "её железные пальцы выдавливали жизнь из меня".
С. 106. "Резюмируя вышесказанное, следует отметить, что если ребёнок может спать только тогда, когда мать качает его на руках, он оказывается не в состоянии построить такой внутренний образ матери, который позволит ему спокойно и нормально спать после кормления. Для того, чтобы сон был нормальным, внутренний мир матери должен быть таким, чтобы она не только осуществляла нарциссическое слияние со своим ребёнком, пока он находится на грудном вскармливании, но и хотела, чтобы её ребёнок мог обходиться без неё определённое количество часов. Это подразумевает также, что для этой матери важное значение имеют и другие аспекты её взрослой жизни любовные отношения, профессиональные или домашние интересы, социальная жизнь".
С.107. "Далее я рассмотрю психоаналитическую виньетку, взятую из терапии пациента, чьи симптомы включали бессонницу на протяжении всей жизни, экзему и начальную стадию алкоголизма уже в зрелом возрасте. Этот случай может служить иллюстрацией далеко идущих последствий, к которым приводит отсутствие ранней интернализации заботящегося материнского интроецированного объекта".
С.114. "Родители Софии разослали копию фотографии своей дочери всем значимым для неё людям, сообщая о тяжёлой утрате. Я тоже получила такую копию. Они выбрали трагический портрет Софии, которое хорошо передавал её внутреннее напряжение и состояние, которое её тяготило. Однако для меня было шоком, когда я узнала, что по какой-то ошибке родители Софии, очевидно, сломленные горем, указали на надгробии своей дочери такие даты рождения и смерти, из которых следовало, что София прожила всего пять дней – Я подумала печально, что это выглядело так, как если бы их дочь, в которую они вкладывали весь свой нарциссизм, так никогда и не смогла существовать отдельно".
Глава 6. АФФЕКТЫ, АФФЕКТИВНОЕ РАССЕИВАНИЕ И ДИЗАФФЕКТАЦИЯ
Дизаффктивные пациенты трудности анализируемого и аналитика. Клинический случай: пример диагностической неудачи. Аффективное рассеяние как аддиктивное [addiction/зависимость ЕЧ] решение. Сексуальность как наркотик. Этиология дизаффектации.
С.116. "Психическая экономика [экономия? ЕЧ] аффекта, равно как и бессознательные причины, способствующие тому, что некоторые люди делают значительную часть своего эмоционального опыта безжизненной, впервые вызвали у меня интерес ввиду моих реакций контрпереноса на тех моих пациентов, которые страдали от этой формы разрушения аффективного переживания. Очень часто психоаналитическую работу с ними можно было охарактеризовать как длительную стагнацию или казалось, что эта работа вообще никогда не начиналась. Сами пациенты часто жаловались на то, что "ничего не происходит" в их аналитическом путешествии; при этом каждый из них цеплялся за анализ, подобно тому, как тонущий человек хватается за спасательный круг".
С.120. "Впоследствии я обнаружила, что за яростными протестами таких пациентов на самом деле стояло не что иное, как страдание от поразительного отсутствия аффекта. Лучше всего характеризует таких пациентов определение «дизаффктивные». Называя их так, я хотела обратить внимание на то, что эти люди на самом деле испытывали подавляющие эмоции, которые представляли угрозу для их чувства целостности и идентичности".
С.127. "К этой категории сексуальных аддиктов могут быть добавлены те гетеросексуалы, для которых сексуальность носит компульсивный характер и её можно сравнить с наркозависимостью, поскольку партнёр играет незначительную роль в их субъективном внутреннем мире, являясь в большей степени объектом потребности, нежели объектом желания".
С.133. "Хотя, может быть, мы никогда не узнаем точно, что же произошло в интимном телесном и психологическом обмене между матерью и ребёнком, и что сделало эмоциональный опыт неприемлемым или безжизненным, мы можем наблюдать то, что происходит в тех случаях, когда в психоаналитических отношениях возникает аффективно заряженный опыт. Распылённый аффект иногда высвечивается, открывая во внутреннем психическом мире потерянный континент".
Глава 7. АНАЛИТИК И ДИЗАФФЕКТИВНЫЙ ПАЦИЕНТ
Трудная жизнь дизаффективных пациентов. Дизаффективные защиты. Атака на внешнюю реальность. Трудности психоаналитиков.
С.136. "В конечном итоге эти пациенты обнаруживали ужас перед психической реальностью, что на самом деле не позволяло им войти с ней в контакт. Некоторым (как, например, Тиму, о которым поговорим в следующей главе) удалось стереть из памяти почти все мои интерпретации и интервенции с помощью устраняющей аффекты брони. Тим вместо того, чтобы использовать богатство свободных ассоциаций, воздвиг своеобразную анальную крепость, которая была практически неприступна, и поэтому не имел никакого представления о чувствах переноса или любых других чувствах внутри собственного опыта".
С.140. "Так, например, Джек на первом интервью представил два "хороших" невротических симптома (оба имеют психосоматическое измерение читатель в этом сможет убедиться), как если бы он мне делал подарок с целью получить право начать лечение. На протяжении сорока лет своей жизни и двенадцати лет предыдущего анализа Джек сумел сохранить определённую форму сексуальной импотенции, а с подросткового возраста он страдал стойкой бессонницей. Каждый из этих симптомов отчасти был связан с бессознательными гомосексуальными страхами и желаниями, сохранившимися до настоящего времени; в течение первых трёх лет нашей совместной работы все эти симптомы благополучно исчезли".
С.145. "Такие пациенты, как Джек и Тим (Глава 8), действительно, используют психотические защитные механизмы, но они не страдают от психотических нарушений мышления. Джек насколько раз говорил, что он был "аутичным" ребёнком, Тим на первом интервью назвал себя "шизоидной личностью", а Кристофер (Глава 3) утверждал, что он был "умственно отсталым ребёнком с психотическими проявлениями". Но в каждом случае эти высказывания принадлежали взрослой части личности, комментирующей и наблюдающей переживание стресса травмированным внутренним ребёнком. В некотором смысле для каждого пациента это была интеллектуальная защита от того, чтобы действительно внимательно выслушивать сообщения страдающего ребёнка и ухаживать за этой повреждённой детской частью себя".
С.149. "И, наконец, что мы делаем с чувством отчаяния по поводу самих себя и нашей работы? Говорят, что если долгое время на что-то смотреть, это становится интересным. Хотя приходится в одиночку наблюдать своих безэмоциональных и неприступных пациентов, и хотя мы знаем, что никто не придёт и не протянет нам руку помощи, у нас, по крайней мере, имеется возможность поделиться своими тревогами, ощущением собственной некомпетентности и поговорить о нашем непонимании. Это может служить одним из объяснений тому, почему мы выступаем с докладами, организуем коллоквиумы и пишем книги".
Глава 8. ДОВОДЫ СЕРДЦА
История Тима, который "убил отца" фекалиями и почти умер в возрасте смерти своего отца. Забытое детство.
С.154. "Тим устранял любые эмоции из своей памяти и также из моих интерпретаций, оставаясь в неведении относительно их скрытых бессознательных значений. Аффективной в те моменты была только я. Казалось, что у него абсолютно отсутствовали эмоции, которые обычно возникают при таких детских воспоминаниях, и они не могли быть прикреплены ни к переносу, ни к фигурам из его прошлого. Тим утверждал, что его вообще ничего не может сильно взволновать, и на самом деле не верил, что в детстве он был особенно тревожным, вспыльчивым или несчастным".
С.157. "Тим сделал всё возможное, чтобы внести свой вклад в аналитическое путешествие, поэтому он даже спросил у матери, не припоминает ли она каких-то странных событий из его раннего детства. На что она ответила ему что война и смерть отца сделала жизнь маленькой семьи очень трудной. А потом добавила, вызвав изумление Тима, что в детстве он был непослушным и совершенно неуправляемым. Ей пришлось приложить огромные усилия, чтобы он начал соблюдать правила хорошего тона. Все следы этих ранних лет противостояния стёрлись из памяти Тима. Сколько он себя помнит, он всегда был скрытным, спокойным и отстранённым".
Глава 9. ГОРЕ БЕЗ СЛЁЗ
Тим бросает курить. Завершение терапии.
С.164. "Как-то раз, когда я спросила Тима, с кем идентифицировал себя этот взрослый, которому удавалось так хорошо себя контролировать, он вспомнил, что мать запрещала ему плакать, когда умер отец. Всю ту сессию Тим плакал и впервые получил возможность начать успокаивать своего страждущего внутреннего ребёнка. Тогда же он вспомнил и другие подобные случаи, например, день, когда мать ударила его старшую сестру за то, что та дрожала во время бомбёжки. Ещё один кирпич добавился в тот момент к той алекситимичной и безэмоциональной крепости, в которой пребывал Тим для того, чтобы гарантировать, что его эмоциональное Я не появится. Его никогда не застанут в тот момент, когда он дрожит от страха, как девчонка!"
С.172. "Мы определили дату, когда анализ будет завершён, и у Тима при мысли об этом часто наворачивались на глаза слёзы. Наше окончательное расставание было довольно трогательным. Напротив меня сидел человек, который мало напоминал явно бесчувственного "шизоидного" ребёнка, обратившегося в терапию, чтобы найти утраченную часть себя. Несмотря а его заявление, что сейчас он ощущает повторное переживание травматической утраты в связи с прекращением аналитической работы, он считал, что теперь может покинуть смертоносное пространство своего раннего детства и увлечь собой живых внутренних родителей, желающих, чтобы он выжил и был счастлив. Ближе к концу нашей с ним последней сессии он сказал: «Вы знаете, только сейчас я понимаю, что если бы моя бедная мать могла бы сама оплакивать смерть отца и позволила нам вместе плакать и разделить наше общее горе, возможно, мне бы удалось избежать инфаркта!"
Глава 10. ОДНО ТЕЛО НА ДВОИХ
Вторичная выгода психосоматики. Сны Жоржетты. Святая бабушка лёгкого поведения. Изменение материнского образа.
С.174. "Эта молодая женщина страдала от ряда психосоматических заболеваний, причиняющих ей беспокойство, многие из них у неё наблюдались ещё с раннего детства. Однако её сильная соматическая патология вовсе не была поводом для обращения к аналитику. Напротив, её, казалось, совершенно не беспокоило то, что она постоянно болела".
С.197. "Так постепенно создавался совершенно иной материнский портрет нарциссической хрупкой женщины, страдающей от того же самого страха, что и сама Жоржетта; страха, что она не может существовать как отдельная личность. На самом деле мать, возможно, была настолько хрупкой, что нарциссически использовала своих детей для поддержания интегрированного собственного образа, а когда они уже не справлялись с этой функцией, их потребности и желания переставали существовать в её глазах".
Глава 11. LES FRUITS DE LA MERE
Запретные плоды. Непереносимость даров моря: запах креветок как запах спермы. Отец и мать вместе. Психосоматика как способ выживания.
С.203. "Таким образом, впервые за семь лет Жоржетта смогла осознать, что её родители спали вместе в одной и той же кровати, по крайней мере, до тех пор, пока ей не исполнилось трёх лет. И тогда она вспомнила сон, который видела в первую неделю нашего анализа. Она рассматривала пару хрустальных серёжек и не могла их надеть. Поскольку это был один из ей первых снов, тогда я акцентировала её внимание на таких словах как "пара", "уши", "серёжки", "рассматривала", неспособность "использовать" серёжки и т.д., но ей не приходило в голову никаких ассоциаций. Сейчас же она с удовольствием сообщила: "Я знаю, на что были похожи те хрустальные капельки. Это бусинки из декоративного обрамления светильников в их спальне!" "
С. 209. "Не можем ли мы сейчас прийти к заключению, что за всеми психосоматическими проявлениями Жоржетты скрывалось её сильное желание выжить? Между тем её постоянные соматические реакции на психоаналитической сцене вынуждали нас декодировать беззвучные «коммуникации» тела и переводить эти примитивные сообщения в вербализируемые психические репрезентации. "Био-логика", которая управляла телесным и психическим функционированием Жоржетты, медленно трансформировалась в "психо-логику", что позволило её телу, склонному к анархии и отрицающему прошлое, после долгих лет анализа, наконец, стать символическим, а её душе освободиться от психосоматических цепей".
Copyright © 2003-2024 Андрей Геннадьевич БАБИН и Елена Александровна ЧЕЧЕТКИНА.
Все права зарезервированы.
|