Психотерапевт Андрей Геннадьевич Бабин  
ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ!
На сайт психотерапевта Андрея Геннадьевича БабинаЦЕНТР ДОКТОРА БАБИНА
Какую психологическую помощь мы можем оказать?ДАВАЙТЕ ЗНАКОМИТЬСЯ
Анкета. Резюме. Профессиональная подготовка. Публикации.ВИРТУАЛЬНЫЙ КАБИНЕТ
Жизненные истории тех, кто обращается к нам за помощью

 

Альфред АДЛЕР. НАУКА ЖИТЬ

Альфред АДЛЕР

НАУКА ЖИТЬ


М, Изд-во АСТ, 2023

Многие считают Адлера, за компанию с Юнгом, учеником Фрейда. Однако это не так. Адлер и Юнг присоединились к кружку Фрейда уже будучи врачами-психиатрами и уже имеющими свои оригинальные идеи, которые — после активного участия в психоаналитическом сообществе Фрейда — они и развили каждый в своём направлении: Юнг в школу аналитической психологии, апеллирующей к архетипам, Адлер — в школу индивидуальной психологии, рассматривающей человека как единство психики, тела и социума, в котором и происходит развитие личности. Теория Адлера оперирует распространёнными сейчас терминами (комплекс неполноценности, компенсация, стиль жизни), но, к сожалению, она не так популярна, как психоанализ или теория архетипов. "К сожалению", потому что все мы (хотя бы иногда, а в детстве — обязательно) чувствуем свою ущербность и стремимся преодолеть соответствующий дискомфорт. В процессе преодоления у каждого свой путь, и путь этот пролегает в рамках конкретного социума, который может либо способствовать развитию личности, либо тормозить или даже извращать его — в зависимости от практикуемого индивидуумом "стиля жизни". Это и хорошо, и плохо, потому что стиль жизни можно изменить, адаптировать к социуму, а "социальное приспособление — это обратная сторона проблемы неполноценности. Отдельно взятый человек неполноценен и слаб, именно поэтому люди проживают в обществе. Следовательно, социальный интерес и сотрудничество являются для человека спасением" (с.251).

Глава 1. Наука жить

С.11: "Социальный интерес необходимо постигать с самых истоков, поскольку это самая важная часть процесса образования, процесса лечения и выздоровления. Только мужественным, уверенным в себе и чувствующим себя в этом мире как дома людям пойдут на пользу и трудности, и благоприятные обстоятельства жизни. Страх им неведом. Они знают, что в жизни есть место трудностям, но они также знают, что могут их преодолеть. Они готовы ко всем жизненным проблемам, которые в любом случае являются проблемами социальными. Любому человеку нужно знать, как вести себя в обществе. В прототипе упомянутых выше типов детей социальный интерес развит в меньшей степени. У них нет той психологической установки, которая помогает достигать необходимого и решать жизненные проблемы. У такого прототипа из-за ощущения собственной ничтожности формируется неверное отношение к жизненным проблемам, что ведёт к развитию личности в бесполезных рамках. В то время как наша цель — когда мы лечим подобных пациентов — заключается в том, чтобы развить полезное поведение и в целом установить полезное отношение к жизни и обществу".

Глава 2. Комплекс неполноценности

С.49: "Понимание целостности социального процесса следует понимать в следующем: человек стремится оказаться в той ситуации, где он преуспеет. Например, дети с ярко выраженным чувством неполноценности хотят исключить из своего окружения более сильных детей и играть с более слабыми, которыми они могут управлять и помыкать. Подобное проявление чувства неполноценности ненормально, оно свидетельствует о патологии, и здесь важно понять, что значимо не само чувство неполноценности, а его степень и характер проявления.
Ненормальное чувство неполноценности получило название "комплекс неполноценности". Но "комплекс" — не совсем верное слово для чувства неполноценности, которое пронизывает всю человеческую личность. Это больше, чем комплекс, это почти болезнь, которая в разных обстоятельствах может иметь весьма разнообразные разрушительные последствия".

Глава 3. Комплекс превосходства

С.54: "… кажущийся парадокс сосуществования в одном человеке двух противоположных тенденция — комплекса неполноценности и комплекса превосходства исчезает. Ведь очевидно, что, как и любые другие чувства, стремление к превосходству и чувство неполноценности дополняют друг друга. Мы бы не стремились быть лучше других и преуспевать, если бы не ощущали, что чего-то не хватает. Поскольку так называемые комплексы развиваются из обычных чувств, противоречий в них ничуть не больше, чем в чувствах".

Глава 4. Стиль жизни

С.75: "Если мы посмотрим на сосну, растущую в долине, то заметим, что она растёт иначе, нежели сосна на вершине горы. Дерево одно — сосна, но стиль жизни отличается. Стиль жизни на горе отличается от стиля жизни в долине. Стиль жизни дерева — это его индивидуальность, выражающая себя и формирующаяся в окружающей среде. Мы распознаём тот или иной стиль, когда видим его на фоне окружающей среды, отличной от ожидания. Именно тогда мы понимаем, что у каждого дерева есть некий жизненный образец, оно не просто так выдаёт механическую реакцию на окружающую среду.
С людьми почти то же самое. …
… …
Опытный психолог, наверное, способен понять стиль жизни даже в благоприятной ситуации, но когда человек попадает в неблагоприятную или трудную ситуацию, его стиль жизни становится очевидным для всех".

Глава 5. Ранние воспоминания

С.97: "И сознательные, и бессознательные воспоминания имеют нечто общее — они демонстрируют стремление к одной и той же цели, к превосходству. Они составляют цельный прототип. Поэтому неплохо при возможности найти как сознательные, так и бессознательные воспоминания. В конечном счёте все воспоминания одинаково важны, но сам человек обычно не понимает ни тех, ни других. А задача понять и объяснить оба типа воспоминаний ложится на плечи стороннего наблюдателя".

Глава 6. Установки и движения

С.127: "Рассказывая о ранних воспоминаниях, он поведал об очень важном опыте. Однажды в Вене он собирался пойти в театр, но сначала ему нужно было кое-что сделать. Когда он, наконец, добрался до театра, оказалось, что тот сгорел. Всё было кончено. А он выжил. Можно понять, что такой человек ощутил, что предназначен для чего-то большего. Всё было хорошо, пока он не потерпел крах в отношениях с женой. Тогда он сломался.
Многое можно сказать и написать о значении фаталистических убеждений. Они влияют как на целые народы и цивилизации, так и на отдельных людей, но со своей стороны мы хотим указать лишь на их связь с мотивами психологической деятельности и стилем жизни. Вера в судьбу — по большому счёту трусливое бегство, когда человек не хочет прикладывать усилия и выстраивать свою деятельность в полезном русле. Поэтому такая вера обеспечивает ложную поддержку".

Глава 7. Сны и их толкования

С.135: "Возьмём, к примеру, наше знание о том, что человечество в целом весьма трусливо. Исходя из этого факта, можно предположить, что сны чаще всего будут говорить о страхе, опасности или тревоге. Следовательно, если мы знаем человека и понимаем, что его цель — уйти от решения жизненных проблем, то можем догадаться, что ему часто снится собственное падение. Такой сон словно предупреждает: "Остановись… ты проиграешь". У человека так выражается его взгляд на будущее: он падает".

Глава 8. Трудные дети и их обучение

С.158: "С другой стороны, общественный идеал не всегда значим для семьи. Довольно часто оказывается, что в ней превалируют традиционные идеи. При этом прогресс достижим только, когда родители сами социально приспособлены и понимают, что цель образования должна быть социальной. Везде, где родители это знают и понимают, дети должным образом развиты и подготовлены к школе, и в школе они должны должным образом готовиться, чтобы занять своё место в жизни. Таким должно быть идеальное развитие ребёнка дома и в школе, когда школа занимает промежуточное положение между семьёй и страной&quoy.

Глава 9. Социальные проблемы и социальное приспособление

С.181: "Индивидуальная психология ставит своей целью социальное приспособление. Что кажется парадоксальным. Но если это и парадокс, то лишь на словах. Дело в том, что только обращая внимание на психологическую жизнь конкретного индивидуума, мы начинаем понимать, насколько важен социальный компонент. Личность становится личностью только в социальном контексте. Другие направления психологии проводят различия между тем, что они называют индивидуальной психологией и социальной психологией. Для нас такого различия нет".

Глава 10. Чувство общности, смысл и комплекс неполноценности

С.211: "Часто считают, что у человека с комплексом неполноценности нет никаких особых способностей. Есть такая точка зрения: одни люди одарены, другие – нет. Такой взгляд сам по себе выражает комплекс неполноценности. Согласно индивидуальной психологии, "любой может всего достичь". А когда мальчик или девочка отчаиваются следовать этому правилу и чувствуют, что неспособны достичь своей цели, принося пользу в жизни, это как раз и является признаком комплекса неполноценности".

Глава 11. Любовь и брак

С.217: "Ошибочно считать любовь и брак раем, где всё происходит по вашему желанию. Везде есть задачи, и это задачи должны решаться с учётом интересов другого человека. В большей степени, чем стандартные задачи социального приспособления, ситуация любви и брака требует исключительной отзывчивости, исключительной способности отожествлять себя с другим человеком. Если сегодня мало кто должным образом подготовлен к семейной жизни, то только потому, что так и не научился видеть глазами другого человека, слышать его ушами и чувствовать его сердцем".

Глава 12. Сексуальная жизнь и сексуальные проблемы

С.240: "Многие люди считают, что, проявляя сексуальный инстинкт через полигамию, они возвышаются над другими и доминируют, поэтому они вступают в сексуальные отношения с разными партнёрами. Они намеренно преувеличивают свои сексуальные желания и установки по психологическим, как легко заметить, причинам. Они думают, что так выйдут победителями. Это, конечно, иллюзия, но она служит компенсацией комплекса неполноценности".

Вернуться в СПИСОК КНИГ

 

В Виртуальный Кабинет В начало статьи
 

 

Copyright © 2003-2024 Андрей Геннадьевич БАБИН и Елена Александровна ЧЕЧЕТКИНА.
Все права зарезервированы.

 

Rambler's Top100