Психотерапевт Андрей Геннадьевич Бабин  
ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ!
На сайт психотерапевта Андрея Геннадьевича БабинаЦЕНТР ДОКТОРА БАБИНА
Какую психологическую помощь мы можем оказать?ДАВАЙТЕ ЗНАКОМИТЬСЯ
Анкета. Резюме. Профессиональная подготовка. Публикации.ВИРТУАЛЬНЫЙ КАБИНЕТ
Жизненные истории тех, кто обращается к нам за помощью

 

Ужасные психологические эксперименты (А. Шавырина)

УЖАСНЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ

Первая лекция цикла основана на одноимённой книге за авторством Анастасии Шавыриной. Замечательный образчик научно-популярной литературы! Изложение популярное (простой, живой и точный язык), и в то же время отвечает всем принципам научности: точно, чётко, доказательно (в конце каждого раздела список литературы), отлично структурировано — эксперименты представлены в исторической последовательности, и каждый из них (1.0, 2.0 и т.д.) начинается с конкретной характеристики времени и действующих лиц, потом результаты и их обсуждение, и в завершение основные выводы.
Эту книгу стоит читать не в погоне за "жареными" фактами в стиле хоррора (действительно "ужасных" экспериментов не так уж и много), а не торопясь и со вкусом, с последующими размышлениями над прочитанным. Рекомендую именно такой способ для получения удовольствия и пользы. Моя же задача — представить книгу так, чтобы заинтересовать именно того читателя, кому она подойдёт — ведь сейчас так много психологической литературы на любой вкус, и часто совершенно непонятно, что выбрать. Аннотации помогают, но недостаточно. Да и аннотациям не стоит доверять безоглядно — см. следующую книгу о манипуляциях и рекламе(презентация скоро появится).

Итак, приступим. Внешне вам предлагается история развития психологического эксперимента на примере наиболее интересных и/или поучительных опытов. Но это не просто исторический обзор. В самом начале, перед разбором конкретного эксперимента, автор даёт достаточно информации, чтобы читатель мог понять, что, где, когда и как на самом деле происходило, насколько этот опыт ценен вообще и для него, читателя, лично. Поэтому рекомендую читать последовательно и не пропускать "нулевого" раздела 0.0 (Что такое эксперимент? Особенности психологического эксперимента; Краткая история возникновения психологического эксперимента; Как организовать психологический эксперимент; и т.д.)
Вы можете спросить: "А зачем мне это вообще нужно? Эксперимент – это что-то искусственное, так же, как и ситуации, которые в нём моделируются. Какое всё это имеет отношение к моей жизни, к моим проблемам?" А вы попробуйте, почитайте. И увидите, как поползут ассоциации прямо из вашей жизни, из окружающей вас действительности. Вот как это было у меня.

1.0. Эксперименты Вундта.
Вильгельм Вундт (1832-1920) — основатель первой в мире психологической лаборатории (1879), впоследствии превратившейся во всемирно известный институт. Огромное число исследователей прошло через Лейпцигский институт Вундта, одних аспирантов 184, из них 70 – иностранцы, а среди них и наш Иван Павлов (впоследствии первый русский Нобелевский лауреат).
Монография Вундта "Принципы физиологической психологии" стала классикой психологии. Как видно из названия, он занимался физиологическими основами психики, в частности, установил знаменитое правило "семь плюс-минус два" для объема кратковременной памяти. Это правило и сейчас активно используется маркетологами, рекламщиками и т.д. Смысл его в том, что человек способен быстро и одновременно качественно воспринять, осознать, усвоить и запомнить (то есть, перевести в долговременную память) именно такой "кусок" информации. состоящий из ряда "элементарных впечатлений" (знаков, символов, слов, понятий).
Я невольно столкнулась с этим правилом на научных конференциях. Представляя свою работу, я старалась дать за ограниченное время (обычно на доклад даётся не более 15 минут) как можно больше информации путем сопровождения устной речи многочисленными слайдами. Результат обескураживал: хотя слушатели проявляли несомненный интерес в процессе доклада, однако в последующих беседах с коллегами выяснялось, что они помнили скорее свои эмоции (было интересно), чем содержание: основного они не ухватили, не поняли, исказили… Ну что ж, винить можно только себя. Теперь опробую правило 7±2 когда/если попаду на следующую конференцию.

8.0. Дети не-Павлова.
Кстати, об Иване Петровиче Павлове, аспиранте Вундта, а впоследствии — гордости нашей российской науки. Как-то я наткнулась в интернете на ужасный фильм — документальный, чёрно-белый. В лаборатории Павлова оказывается проводили опыты не только на собаках — на живых детях тоже! Делали дырки в щеках и изучали на человеке эти самые условные и безусловные рефлексы! А дети с дырками болели и умирали…
Оказывается, всё это чушь! Над детьми не издевались — "фильма" относится к случаю девочки, у которой уже была фистула на щеке, по поводу которой она и поступила в институт на лечение — а заодно приняла участие в опытах по психофизиологии слюноотделения. Да, опыты над детьми ставились, но щеки им никто не резал, а конструировались специальные приборчики, которые крепились вблизи слюнных желез, и конструировались таким образом, чтобы не травмировать ни ткани, ни ребёнка. Опыты это проводил в 1925 году ассистент Павлова Николай Иванович Красногорский, один из основоположников отечественной школы педиатрии.

2.0. Спи или умри!
Вообще, русских/советских учёных в книге мало — подавляющее большинство описываемых здесь опытов проведено за рубежом, а из них большинство в США. Тем более интересен второй пример соотечественника, точнее, соотечественницы — Марии Михайловны Манасеиной (1841–1903). Имя фактически забыто в современной науке, а ведь и она могла получить Нобелевку — именно она впервые показала, что дрожжевые грибы не являются обязательным условием алкогольного брожения. За это открытие Нобелевку позднее получил Э. Бухнер.
Не помнят также, что именно Манасеина является основоположником сомнологии, науке о сне. Экспериментировала она не на детях, и даже не на взрослых — опыты по депривации (лишению) сна ставились на 2-4 месячных щенках. Щенки в результате умирали примерно через 5 суток непрерывного бодрствования; причём чем моложе был щенок, тем раньше наступала смерть. При вскрытии обнаруживались многочисленные кровоизлияния в мозговой ткани. Было установлено также важное отличие депривации пищи от депривации пищи: если умирающего от голода щенка еще можно было спасти, постепенно накормив, то умирающего от лишения сна — нет. Все эти результаты были доложены Марией на международной конференции в Риме в 1884 году и опубликованы в авторитетном журнале.
Люди оказались крепче щенков. Первый опыт такого рода поставил на себе в 1959 году шоумен Питер Трипп. В рамках жанра эксперимент происходил в прямом эфире и продолжался более 8 дней. После чего Питер проспал 13 часов, и встал… несколько другим. Близкие отмечали изменения личности: он стал боле раздражительным и депрессивным. Но еще сильнее депривация сна проявлялась во время эксперимента: на второй день появилась психическая неустойчивость, на третий — галлюцинации, потом стал развиваться параноидальный психоз.
Потом такие опыты ставили на себе ставили и другие люди, уже при серьёзном врачебном контроле. Тут вроде никто себя до смерти не довёл, хотя все стремились к рекордам. Если не применять стимуляторов (а Трипп использовал и кофе, и амфетамины), то даже явных изменений личности после релаксирующего сна, вроде, не наблюдали. Тем не менее, в процессе опыта симптомы были те же: неустойчивость-галлюцинации-психоз. Вряд ли такое проходит бесследно, так что НЕ ПЫТАЙТЕСЬ ПОВТОРИТЬ ЭТО ДОМА! В книгу рекордов Гиннеса вы всё равно не попадёте: соответствующий раздел давно сняли, как особо вредный для здоровья.
Но ведь повторяют, хотя бы частично, хотя бы в форме постоянного недосыпа. Или в более жёстком, но краткосрочном варианте — последняя ночь перед экзаменом: перед студентом конспекты лекций (чужие), сбоку чашка кофе (очередная). Хотелось бы напомнить всем "деприваторам", что лишением сна пытали и убивали (!) ещё в средневековом Китае. Так ведь не только в средневековом, и не только в Китае…
А теперь о том, какую ассоциацию раздел 2.0 вызвал у меня. Личность и история исследователя-женщины напомнила мне историю Розалин Франклин, которая в 1950 году фактически открыла двойную спираль ДНК, ту самую, которую приписывают Крику и Уотсону, и за которую получили Нобелевскую премию 1962 года трое: Крик, Уотсон и Уилкинс. Розалин Франклин, специалист в области рентгеновской дифракции, получила дифракционную картину ДНК и правильно интерпретировала её как двойную спираль в своей лаборатории в Королевском колледже Лондонского Университета в 1950 году. Не знаю, почему Розалин немедленно не опубликовала полученный результат (возможно, проверяла и перепроверяла), но она поделилась научной радостью с коллегой — Морисом Уилкисом из того же Университета. А Морис поделился с Уотсоном на международной конференции 1951 года в Неаполе. А в том же году Уотсон оказался вместе с молодым Криком в одном месте — в Кавендишской лаборатории (США). Ребята было теоретиками. Пользуясь открытием Франклин, то есть уже зная полученный ею результат, они к 1953 году построили МОДЕЛЬ двойной спирали — за что и огребли Нобелевку-1962 от благодарного человечества. Не забыли они и Уилкинса — он стал третьим в их компании лауреатов. А что касается Розалинд Франклин, она, уже зная об "открытии" Уотсона-Крика, продолжала свои рентгенографические исследования биологических объектов, и тихо скончалась через несколько лет от рака, ещё до 1962 года. Нобелевский комитет вздохнул с облегчением: больше трёх персон на одну премию не положено.
Вы спросите, какое это имеет отношение к современности. Вам нравятся MeToo и BLM? Вот и мне как-то не очень, в их крайних проявлениях. Но действие вызывает противодействие (третий закон Ньютона), а противодействие принимает иногда совершенно гротескные и опасные формы.

*****

Здесь я остановлюсь, памятуя правило Вундта, усиленное современным стилем кратких сообщений. Если интересно — читайте книгу сами. Вы узнаете, откуда возникли термины "когнитивный диссонанс" (13.0) и "выученная беспомощность" (20.0) и, может, задумаетесь чем эти психологические феномены грозит вам лично; полюбуетесь, как нормальные студенты превращаются в озверелых садистов (Стэнфордский тюремный эксперимент — 25.0); как легко образовать отделение гитлерюнда из обычных американских школьников (Третья волна — 21.0); как можно лишить человека всего имущества, начав манипуляцию с невинной просьбы или вопроса ("Нога в дверях" и "Дверь и лицо" — 19.0). И много всякого другого, вплоть до природы любви (12.0) или детской лжи (37.0).

 

В Виртуальный Кабинет В начало статьи
 

 

Copyright © 2003-2024 Андрей Геннадьевич БАБИН и Елена Александровна ЧЕЧЕТКИНА.
Все права зарезервированы.

 

Rambler's Top100