|
Стэнли МИЛГРЭМ. Подчинение авторитету
Шокирующий ЭКСПЕРИМЕНТ МИЛГРЭМА:
научный взгляд на власть и мораль
Хотите поучаствовать в психологическом эксперименте? Займёт всего час вашего времени, получите небольшое вознаграждение (деньги лишними не бывают, не так ли?), и вообще интересно.
Вы приезжаете в научную лабораторию. Экспериментатор (типичный учёный: белый халат, очки, взгляд умный, голос спокойный и уверенный) приглашает двух добровольцев в комнату, где будет проводится эксперимент, и объясняет, что вы будете делать и зачем. Тут вам становится ещё интереснее: оказывается, вы будете участвовать в проверке одной из ведущих современных гипотез теории обучения! А именно, помогать в исследовании влияния наказания на эффективность обучения. Экспериментатор объясняет, что любое обучение всегда связано с наказанием, начиная с младенческого возраста, когда родители приучают ребёнка к горшку, удерживая его тем или иным способом (а это всегда насилие) в нужном положении, пока все "дела" не будут должным образом выполнены. Дальше больше. В школе низкие оценки, на работе увольнение, и так далее. Пора провести научную проверку гипотезы! А это значит выполнить эксперимент в контролируемых условиях и с количественной оценкой результатов.
Потом экспериментатор объясняет вам и напарнику, в чем будет состоять этот эксперимент. Вы будете выполнять роли "учителя" и "ученика". Учитель зачитывает простые пары слов, например:
Синий ящик
Приятный день
Дикая утка
И так далее.
После этого ученику предлагается следующий набор:
Синий… небосвод узор ящик светильник.
Ученик должен правильно выбрать пару (здесь: "синий ящик"), и учитель зачитывает следующую серию пар.
Если "ученик" выбрал неправильно, "учитель" его наказывает. В качестве измеряемого наказания выбран удар током (перед "учителем" стоит генератор, на панель которого выведены кнопки: 15В, 30В, и так далее, до максимального значения 430В. Первая ошибка обойдётся ученику слабеньким ударом в 15В, но цена каждой следующей ошибки повышается: 30В, 45В, 60В, и так далее. Тут важно, что "ученик" сидит в другой комнате, пристёгнутый к креслу с фиксированными руками, к одной из которых крепится манжета от генератора. Дверь в комнату закрыта, звукоизоляция отличная. Сообщение между участниками осуществляется через микрофон ("учитель" к "ученику": зачитывает слова, оценивает правильность ответа, называет уровень напряжения в случае неправильного ответа) и световое табло ("ученик" показывает "учителю" выбранный ответ).
После детального объяснения экспериментатор знакомит вас и напарника с генератором, а потом ведёт обоих в соседнюю комнату, где предлагает попробовать роль "ученика": каждый поочерёдно пристёгивается и получает удар током (15В). Ничего страшного. Вы оба соглашаетесь принять участие. Эксперимент начинается.
Сначала вы тянете жребий: кто будет "учеником", а кто "учителем". Вы "учитель". Вместе с экспериментатором пристёгиваете "ученика" к креслу, закрываете дверь и садитесь к генератору. Экспериментатор остается в вашей комнате. Вы работаете: зачитываете серию из нескольких пар слов, потом даёте первое слово из одной пары (ученик должен назвать второе), проверяете правильность ответа. Следующая серия. Вскоре "ученик" ошибается в первый раз. 15В! Вторая ошибка 30В! В какой-то момент вам становится не по себе: уже 120В! Вы обращаетесь к экспериментатору. Он просит вас продолжать: "Это, конечно, неприятно, но вполне переносимо. Я же говорил вам: никакого повреждения тканей на любом уровне напряжения, вплоть до максимального (450В) не будет. Продолжайте эксперимент!"
И вы продолжаете. В какой-то момент ученик начинает бить ногами в стенку. Вы беспокоитесь и обращаетесь к экспериментатору. Он говорит: "Эксперимент требует продолжения. Продолжайте!" Потом удары прекращаются, но "ученик" перестаёт отвечать. Вы спрашиваете экспериментатора что делать? Он отвечает, что пропуск ответа засчитывается как ошибка, а вы должны продолжать. Наконец вы доходите до 450В и потом, по требованию экспериментатора, наносите ещё два удара при 450В. Всё! Эксперимент окончен. Наконец-то!
Возвращаемся из воображаемого эксперимента. Вижу, как вы недоверчиво усмехаетесь: "Фантастика! Только записной садист способен на такое. Нормальный человек прекратит это уже после первого удара "ученика" в стенку!" Так вот, дорогой "нормальный" друг: в случайной выборке из 40 мужчин 65% оказались "садистами" они дошли до самого конца. И это не случайный результат: впоследствии этот эксперимент ставили в других лабораториях, городах, странах и с тем же результатом: 65%!
Уже этого поразительного результата было бы достаточно, чтобы имя Милгрэма осталось в анналах психологической науки. Но он пошёл гораздо дальше. Он продолжил серию экспериментов, чтобы понять, что происходит, как и почему "нормальные" люди в определённых обстоятельствах превращаются в садистов. Тут нужно сделать три замечания. Во-первых, как вы уже догадались, это был эксперимент не над "учеником" (его роль исполнял специально подготовленный человек со стандартным репертуаром "ответов" на критические уровни напряжения, а жеребьёвка была фиктивная), а над "учителем".
Во-вторых, с "учителем" после эксперимента проводилась беседа, в которой раскрывалась его истинная роль, снималось психическое напряжение и с тех, кто дошёл до конца, и с тех, кто не подчинился. "Учитель" знакомился с невредимым "учеником" (который никаких ударов током, конечно, не получал); его благодарили за участие, проясняли истинный смысл и важность проводимого исследования, обещали прислать отчёт по его завершению (и присылали). Интересно, что у самих участников после этого никаких претензий к экспериментаторам не возникало в отличие от последующей интенсивной критики по проводу "ннеэтичности" и якобы причинению вреда испытуемым.
В-третьих, после эксперимента дополнительно исследовался каждый испытуемый и в процессе релаксационной беседы, и путём заполнения специальной анкеты, и через несколько месяцев, когда участники приглашались на повторную индивидуальную беседу и/или коллективную конференцию. Все полученные данные анализировались с целью выявления частных (зависящих от личности) и общих закономерностей. Замечательным результатом оказалось то, что вне зависимости от состава группы процент "ндошедших до конца"н оказывается одинаковым те же 65% в описанном выше базовом эксперименте.
Итак, Милгрэм пошёл дальше по пути выявления ведущих факторов неожиданного результата базового эксперимента, который пометим как #1. Всего им с сотрудниками было поставлено 19 (!) экспериментов. В экспериментах #1-11 и #17-18 участвовали по 40 человек в каждом, в #12-16 по 20. Ниже привожу перечень проведённых экспериментов; Таб/Стр номер таблицы в книге (по изданию 2022 года) и соответствующая страница: % процент "садистов", точнее, тех, кто до самого конца подчинялся давлению авторитета экспериментатора.
Этот перечень выглядит хаотичным, вроде бы исследование проводилось по принципу "давайте посмотрим а что, если так?" Однако на самом деле каждый эксперимент ставил ключевой вопрос, для решения которого конструировался следующий эксперимент, и так далее, вплоть до изучения групповых эффектов в экспериментах #17 и #18. И этот процесс описан Милгрэмом так, что книга читается как увлекательный детектив или, скорее, смесь детектива с психологическим триллером.
Ответы получены. Что дальше? Анализ всей совокупности (Глава 10. Чем вызвано подчинение? Анализ; Глава 11. Процесс подчинения: Анализ эксперимента), а на основе анализа модель, в которой используются известные понятия кибернетики (теория автоматов, иерархическое структурирование), а затем вводятся оригинальные понятия "агентное состояние" и "агентный сдвиг". И пусть читатель далёкий от науки не пугается: изложение предельно ясное и простое, так что любой, кто хочет разобраться поймёт. Узнает, какими способами манипулятор может ввести его в агентное состояние и удержать в нём ("связывающие факторы"), когда человек-робот выполнит всё, что манипулятору нужно. Переведёт деньги, отдаст квартиру, пойдёт убивать невиновных, и так далее. Сделает такое, что ему раньше и в страшном сне не могло привидеться. А когда опомниться, выйдет из "агентного состояния", может быть уже поздно…
Практический вывод: не идите туда, а если попали вырывайтесь как можно скорее. Книга Милгрэма вам в помощь. Для предватительного ознакомления с ней можете заглянуть в Капельницу, а в дополнение к приведённым там 12 цитатам позвольте ещё одну (с.29):
"Влияние нравственного чувства на поступки менее значительно, чем гласит социальный миф. Хотя в списке моральных норм заповеди вроде "не убий" занимают видное место, в структуре человеческой психики их положение не столь надёжно. Несколько газетных заголовков, призывная комиссия, приказ от человека в эполетах и люди без особых колебаний идут убивать. Даже в ходе психологического эксперимента человек способен легко перешагнуть нравственные барьеры. И тем более нетрудно заставить людей отринуть моральные соображения с помощью расчётливых манипуляций на информационном и социальном поле!"
Вернуться в Лекторий: РАЗНЫЕ ТЕМЫ
Copyright © 2003-2024 Андрей Геннадьевич БАБИН и Елена Александровна ЧЕЧЕТКИНА.
Все права зарезервированы.
|