Психотерапевт Андрей Геннадьевич Бабин  
ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ!
На сайт психотерапевта Андрея Геннадьевича БабинаЦЕНТР ДОКТОРА БАБИНА
Какую психологическую помощь мы можем оказать?ДАВАЙТЕ ЗНАКОМИТЬСЯ
Анкета. Резюме. Профессиональная подготовка. Публикации.ВИРТУАЛЬНЫЙ КАБИНЕТ
Жизненные истории тех, кто обращается к нам за помощью

 

Стэнли МИЛГРЭМ. Подчинение авторитету

Шокирующий ЭКСПЕРИМЕНТ МИЛГРЭМА:

научный взгляд на власть и мораль


Хотите поучаствовать в психологическом эксперименте? Займёт всего час вашего времени, получите небольшое вознаграждение (деньги лишними не бывают, не так ли?), и вообще интересно.
Вы приезжаете в научную лабораторию. Экспериментатор (типичный учёный: белый халат, очки, взгляд умный, голос спокойный и уверенный) приглашает двух добровольцев в комнату, где будет проводится эксперимент, и объясняет, что вы будете делать и зачем. Тут вам становится ещё интереснее: оказывается, вы будете участвовать в проверке одной из ведущих современных гипотез теории обучения! А именно, помогать в исследовании влияния наказания на эффективность обучения. Экспериментатор объясняет, что любое обучение всегда связано с наказанием, начиная с младенческого возраста, когда родители приучают ребёнка к горшку, удерживая его тем или иным способом (а это всегда насилие) в нужном положении, пока все "дела" не будут должным образом выполнены. Дальше — больше. В школе — низкие оценки, на работе — увольнение, и так далее. Пора провести научную проверку гипотезы! А это значит — выполнить эксперимент в контролируемых условиях и с количественной оценкой результатов.

Потом экспериментатор объясняет вам и напарнику, в чем будет состоять этот эксперимент. Вы будете выполнять роли "учителя" и "ученика". Учитель зачитывает простые пары слов, например:
Синий ящик
Приятный день
Дикая утка
И так далее.
После этого ученику предлагается следующий набор:
Синий… небосвод — узор — ящик — светильник.
Ученик должен правильно выбрать пару (здесь: "синий ящик"), и учитель зачитывает следующую серию пар.

Если "ученик" выбрал неправильно, "учитель" его наказывает. В качестве измеряемого наказания выбран удар током (перед "учителем" стоит генератор, на панель которого выведены кнопки: 15В, 30В, и так далее, до максимального значения 430В. Первая ошибка обойдётся ученику слабеньким ударом в 15В, но цена каждой следующей ошибки повышается: 30В, 45В, 60В, и так далее. Тут важно, что "ученик" сидит в другой комнате, пристёгнутый к креслу с фиксированными руками, к одной из которых крепится манжета от генератора. Дверь в комнату закрыта, звукоизоляция отличная. Сообщение между участниками осуществляется через микрофон ("учитель" к "ученику": зачитывает слова, оценивает правильность ответа, называет уровень напряжения в случае неправильного ответа) и световое табло ("ученик" показывает "учителю" выбранный ответ).

После детального объяснения экспериментатор знакомит вас и напарника с генератором, а потом ведёт обоих в соседнюю комнату, где предлагает попробовать роль "ученика": каждый поочерёдно пристёгивается и получает удар током (15В). Ничего страшного. Вы оба соглашаетесь принять участие. Эксперимент начинается.
Сначала вы тянете жребий: кто будет "учеником", а кто — "учителем". Вы — "учитель". Вместе с экспериментатором пристёгиваете "ученика" к креслу, закрываете дверь и садитесь к генератору. Экспериментатор остается в вашей комнате. Вы работаете: зачитываете серию из нескольких пар слов, потом даёте первое слово из одной пары (ученик должен назвать второе), проверяете правильность ответа. Следующая серия. Вскоре "ученик" ошибается в первый раз. 15В! Вторая ошибка — 30В! В какой-то момент вам становится не по себе: уже 120В! Вы обращаетесь к экспериментатору. Он просит вас продолжать: "Это, конечно, неприятно, но вполне переносимо. Я же говорил вам: никакого повреждения тканей на любом уровне напряжения, вплоть до максимального (450В) не будет. Продолжайте эксперимент!"

И вы продолжаете. В какой-то момент ученик начинает бить ногами в стенку. Вы беспокоитесь и обращаетесь к экспериментатору. Он говорит: "Эксперимент требует продолжения. Продолжайте!" Потом удары прекращаются, но "ученик" перестаёт отвечать. Вы спрашиваете экспериментатора — что делать? Он отвечает, что пропуск ответа засчитывается как ошибка, а вы должны продолжать. Наконец вы доходите до 450В и потом, по требованию экспериментатора, наносите ещё два удара при 450В. Всё! Эксперимент окончен. Наконец-то!

Возвращаемся из воображаемого эксперимента. Вижу, как вы недоверчиво усмехаетесь: "Фантастика! Только записной садист способен на такое. Нормальный человек прекратит это уже после первого удара "ученика" в стенку!" Так вот, дорогой "нормальный" друг: в случайной выборке из 40 мужчин 65% оказались "садистами" — они дошли до самого конца. И это не случайный результат: впоследствии этот эксперимент ставили в других лабораториях, городах, странах — и с тем же результатом: 65%!

Уже этого поразительного результата было бы достаточно, чтобы имя Милгрэма осталось в анналах психологической науки. Но он пошёл гораздо дальше. Он продолжил серию экспериментов, чтобы понять, что происходит, как и почему "нормальные" люди в определённых обстоятельствах превращаются в садистов. Тут нужно сделать три замечания. Во-первых, как вы уже догадались, это был эксперимент не над "учеником" (его роль исполнял специально подготовленный человек со стандартным репертуаром "ответов" на критические уровни напряжения, а жеребьёвка была фиктивная), а над "учителем".
Во-вторых, с "учителем" после эксперимента проводилась беседа, в которой раскрывалась его истинная роль, снималось психическое напряжение и с тех, кто дошёл до конца, и с тех, кто не подчинился. "Учитель" знакомился с невредимым "учеником" (который никаких ударов током, конечно, не получал); его благодарили за участие, проясняли истинный смысл и важность проводимого исследования, обещали прислать отчёт по его завершению (и присылали). Интересно, что у самих участников после этого никаких претензий к экспериментаторам не возникало — в отличие от последующей интенсивной критики по проводу "ннеэтичности" и якобы причинению вреда испытуемым.
В-третьих, после эксперимента дополнительно исследовался каждый испытуемый — и в процессе релаксационной беседы, и путём заполнения специальной анкеты, и через несколько месяцев, когда участники приглашались на повторную индивидуальную беседу и/или коллективную конференцию. Все полученные данные анализировались с целью выявления частных (зависящих от личности) и общих закономерностей. Замечательным результатом оказалось то, что вне зависимости от состава группы процент "ндошедших до конца"н оказывается одинаковым — те же 65% в описанном выше базовом эксперименте.

Итак, Милгрэм пошёл дальше по пути выявления ведущих факторов неожиданного результата базового эксперимента, который пометим как #1. Всего им с сотрудниками было поставлено 19 (!) экспериментов. В экспериментах #1-11 и #17-18 участвовали по 40 человек в каждом, в #12-16 по 20. Ниже привожу перечень проведённых экспериментов; Таб/Стр — номер таблицы в книге (по изданию 2022 года) и соответствующая страница: % — процент "садистов", точнее, тех, кто до самого конца подчинялся давлению авторитета — экспериментатора.

Этот перечень выглядит хаотичным, вроде бы исследование проводилось по принципу "давайте посмотрим — а что, если так?" Однако на самом деле каждый эксперимент ставил ключевой вопрос, для решения которого конструировался следующий эксперимент, и так далее, вплоть до изучения групповых эффектов в экспериментах #17 и #18. И этот процесс описан Милгрэмом так, что книга читается как увлекательный детектив или, скорее, смесь детектива с психологическим триллером.

Ответы получены. Что дальше? Анализ всей совокупности (Глава 10. Чем вызвано подчинение? Анализ; Глава 11. Процесс подчинения: Анализ эксперимента), а на основе анализа — модель, в которой используются известные понятия кибернетики (теория автоматов, иерархическое структурирование), а затем вводятся оригинальные понятия "агентное состояние" и "агентный сдвиг". И пусть читатель далёкий от науки не пугается: изложение предельно ясное и простое, так что любой, кто хочет разобраться — поймёт. Узнает, какими способами манипулятор может ввести его в агентное состояние — и удержать в нём ("связывающие факторы"), когда человек-робот выполнит всё, что манипулятору нужно. Переведёт деньги, отдаст квартиру, пойдёт убивать невиновных, и так далее. Сделает такое, что ему раньше и в страшном сне не могло привидеться. А когда опомниться, выйдет из "агентного состояния", может быть уже поздно…

Практический вывод: не идите туда, а если попали — вырывайтесь как можно скорее. Книга Милгрэма вам в помощь. Для предватительного ознакомления с ней можете заглянуть в Капельницу, а в дополнение к приведённым там 12 цитатам позвольте ещё одну (с.29):

"Влияние нравственного чувства на поступки менее значительно, чем гласит социальный миф. Хотя в списке моральных норм заповеди вроде "не убий" занимают видное место, в структуре человеческой психики их положение не столь надёжно. Несколько газетных заголовков, призывная комиссия, приказ от человека в эполетах — и люди без особых колебаний идут убивать. Даже в ходе психологического эксперимента человек способен легко перешагнуть нравственные барьеры. И тем более нетрудно заставить людей отринуть моральные соображения с помощью расчётливых манипуляций на информационном и социальном поле!"

Вернуться в Лекторий: РАЗНЫЕ ТЕМЫ

 

В Виртуальный Кабинет В начало статьи
 

 

Copyright © 2003-2024 Андрей Геннадьевич БАБИН и Елена Александровна ЧЕЧЕТКИНА.
Все права зарезервированы.

 

Rambler's Top100