Психотерапевт Андрей Геннадьевич Бабин  
ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ!
На сайт психотерапевта Андрея Геннадьевича БабинаЦЕНТР ДОКТОРА БАБИНА
Какую психологическую помощь мы можем оказать?ДАВАЙТЕ ЗНАКОМИТЬСЯ
Анкета. Резюме. Профессиональная подготовка. Публикации.ВИРТУАЛЬНЫЙ КАБИНЕТ
Жизненные истории тех, кто обращается к нам за помощью

 

Филип ЗИМБАРДО. Эффект Люцифера

Филип ЗИМБАРДО

ЭФФЕКТ ЛЮЦИФЕРА
Почему хорошие люди превращаются в злодеев


Москва, Альпина нон-фикшн, 2022.

Каждый, кто интересуется психологией, особенно социальной, знает, что есть такой — знаменитый тюремный эксперимент Зимбардо, известный также как "стэнфордский тюремный эксперимент", СТЭ. Кое-кто знает даже, в чём он заключается. Некоторые из кое-кого могут также рассуждать о "нарушении этических норм", невоспроизводимости и предвзятой авторской трактовке. Однако прежде чем критиковать, хорошо бы поглубже ознакомиться с предметом критики. Это важно ещё и потому, что эксперимент Зимбардо уникален: его продолжают обсуждать уже полвека, его никто не решается повторить в строго контролируемых лабораторных условиях (этика!), в то время как он постоянно воспроизводится в военных лагерях, в тюрьмах, даже в обыденной жизни… Поэтому имеет смысл разобраться. Причём поближе к первоисточнику, а не по многочисленным вторичным отражениям (например, в книге Анастасии Шавыриной). К счастью, такая возможность сейчас есть: в 2022 году у нас была переведена и отлично издана книга Филипа Зимбардо под названием Эффект Люцифера — оригинал был опубликован в 2007 году, через 35 лет после самого эксперимента (1972). Откуда название — автор объясняет.
Книга большая, около 800 страниц, и ниже я привожу цитаты лишь из первой её половины, которая начинается с развёрнутого и нескучного ответа на критику, после чего следует обзор проблемы зла в современном мире. Потом подробно описывается сам эксперимент: подготовка к нему и рассказ о каждом из 6 дней в "стэнфордской тюрьме" — подвале психологического факультета — глазами наблюдателей, играющих роли администрации тюрьмы,и глазами "охранников" и "заключённых". Впрочем, уже на третий день роли поглотили своих исполнителей. Процесс поглощения личности ролью читается как увлекательный триллер. Первая половина книги заканчивается анализом этих данных с добавлением более поздних интервью и конференций с участниками СТЭ. Наконец, обсуждается "последействие" СТЭ: его влияние на жизнь участников и на социально-культурную жизнь.
Во второй половине книги рассмотрение расширяется: проанализированы другие эксперименты по исследованию проблем принуждения и авторитарного насилия (в том числе, шоковый эксперимент Мильгрэма), а также вызвавшие общественный резонанс события в тюрьмах, и другие события, демонстрирующие превращение "нормальных людей" в "исчадия ада" — превращение под воздействием патологической Ситуации, создаваемой плохой Системой.
Вы спросите: я какова же при этом роль личностного фактора? Как раз вторичную роль этого фактора и демонстрирует тюремный эксперимент Зимбардо, как и другие "эксперименты", поставленные самой жизнью. Приходится честно признать, что каждый из нас носит в себе семена зла, но (хорошая новость!) каждый способен не дать им прорасти. И каждый может осознанно противостоять внешнему злу, генерируемому Системой/Ситуацией, сохраняя при этом собственную личность, свои взгляды и моральные установки. Как раз этому посвящена последняя глава книги Зимбардо: в ней автор дает конкретную пошаговую методику противостояния.
Если обозначенные выше темы вас волнуют, возьмите в руки эту книгу. Только читайте без спешки: материал не простой, он требует времени на усвоение и обдумывание даже на увлекательных страницах динамичного "триллера", повествующего о шести днях СТЭ. Кстати, вы можете не только прочитать, но и увидеть реальные эпизоды СТЭ с помощью сайта prisonexp.org. Этот сайт, созданный командой Зимбардо, посещают в среднем 25000 человек в сутки, а во времена социальных катаклизмов и гораздо больше.

1 (c.24)

Я категорически не согласен с утверждениями критиков, будто подспудная идея СТЭ состоит в отпущении "грехов". Чтобы изменить или предотвратить нежелательное индивидуальное или групповое поведение, необходимо понимать, какие качества — силу, добродетель, уязвимость — они обнаруживают в той или иной обстановке. Нужно полнее представлять себе комплекс ситуационных сил, которые действуют в тех условиях, где проявляется данное поведение. Умение их изменять или избегать помогают изменить нежелательные индивидуальные реакции гораздо эффективнее, чем исправительные меры, направленные исключительно на изменение людей в тех обстоятельствах, где они действовали неправильно …
Я постоянно твержу, что попытка понять ситуационные и системные аспекты поведения человека не оправдывают человека и не освобождают его от ответственности за безнравственные, незаконные или жестокие деяния. Более того, я всегда приветствовал и поддерживал все усилия, направленные на создание системных и социальных условий, выявляющих самое лучшее в человеческой природе.

2 (c.55-56)

Во время нашего путешествия по пространствам добра и зла я попрошу вас поразмыслить над тремя вопросами. На чём основано ваше знание себя — на анализе своего поведения в знакомых ситуациях или на тех случаях, когда вы сталкивались с совершенно новыми ситуациями, где привычные стратегии поведения теряли силу? И хорошо ли вы знаете тех, с кем чаще всего общаетесь — членов семьи, друзей, сотрудников и любимых? Одна из идей этой книги состоит в том, что наше знание себя обычно основано на весьма ограниченном опыте, где есть определённые правила, законы, политика и ограничивающие факторы. Мы ходим в школу, на работу, на вечеринки, ездим в отпуск; оплачиваем счета и платим налоги — изо дня в день, из года в год. Но что будет если мы попадём в совершенно новую и незнакомую ситуацию? Например, переходя на новую работу, идя на первое свидание с незнакомцем, о котором узнали на сайте знакомств, вступая в какую-то организацию, оказываясь под арестом, записываясь в армию, вступая в секцию или добровольно участвуя в эксперименте. Когда правила игры меняются, старые привычки не приводят к ожидаемым результатам.

3 (c.64)

"Образ врага" — самый сильный мотив для солдата, он заряжает его оружие патронами ненависти и страха. Образ страшного врага, угрожающего личному благополучию граждан и национальной безопасности страны, заставляет матерей и отцов отправлять сыновей на войну и позволяет правительствам расставлять приоритеты по-новому, заменяя орудия труда орудиями войны.
Это делается с помощью слов и образов. Перефразируя старую пословицу, когда слово бьёт, тогда и палка не нужна. Всё начинается с создания стереотипных представлений о "другом" с дегуманизированным образом "другого" как никчёмного или как всесильного, демонического, абстрактного монстра, несущего тотальную угрозу нашим самым дорогим ценностям и убеждениям. В атмосфере всеобщего страха, когда вражеская угроза кажется неизбежной, разумные люди начинают вести себя абсурдно, независимые люди подчиняются бессмысленным приказам, мирные люди превращаются в воинов. Выразительные и зловещие образы врага на плакатах, на телевидении, в книгах и интернете запечатлеваются в глубинах лимбической системы, структуры примитивного мозга, и этот процесс сопровождается сильными чувствами страха и ненависти.

4 (c.123)

Его приказы и методы контроля становятся всё более творческими. Он заставляет заключённого №1037 пропеть его номер. Тот фальшивит, и Хеллман требует, чтобы тот двадцать раз подпрыгнул. Когда тот заканчивает, Хеллман добавляет: "А теперь ещё десять раз, лично для меня. И чтобы на этот раз эта штука не звенел".
Но нельзя прыгать так, чтобы цепь на ногах не зазвенела, и этот приказ выполнить невозможно. Кажется, охранники начинают получать удовольствие, отдавая приказы и вынуждая заключённых подчиниться.
Заключенные произносят свои номера нараспев, и это действительно забавно. Но два охранника всё равно недовольны. "В этом нет ничего забавного», — говорят они. — Это ужасно, это очень, очень плохо".
"Теперь ещё раз, — продолжает Хеллман. — Я хочу, чтобы вы пели, и чтобы это звучало приятно".
Заключённым, одному за другим, приказывают отжиматься от пола, потому что они поют слишком медленно или слишком вяло.

5 (c.194)

"Мы с мужем навестили нашего сына в "Стэнфордской окружной тюрьме". Обстановка показалась мне очень правдоподобной. Я не ожидала, что всё будет так серьёзно. Уверена, мой сын, добровольно вызвавшись участвовать в эксперименте, тоже этого не ожидал. Увидев его, я забеспокоилась. Он выглядел совершенно измученным, и его основная жалоба состояла в том, что он давно не был на свежем воздухе и не видел солнца [это вторник, третий день эксперимента, который продлился всего шесть дней — ЕЧ]. Я спросила, не пожалел ли он, что согласился участвовать, и он ответил, что сначала пожалел. Но затем его настроение несколько раз менялось, и сейчас он готов продолжать. Уверена, что заработанные им деньги будут самыми трудными в его жизни.
Мама заключённого № 1037."

6 (c.259)

Возможно, ещё примечательнее тот факт, что после заявления о том, что свобода для них важнее денег, все заключённые продолжают пассивно подчиняться системе, протягивают руки, чтобы на них надели наручники, безропотно терпят мешки на головах и цепи на ногах, и как овцы следуют за охранниками в ужасный тюремный подвал. Во время заседания комиссии по условно-досрочному освобождению они находились за пределами тюрьмы, в присутствии "гражданских", не имеющих никакого отношения к их мучителям внизу. Почему никто из них не сказал: "Мне не нужны ваши деньги, так что я имею право в любой момент выйти из этого эксперимента и требую, чтобы меня немедленно отпустили"? И нам пришлось бы выполнить эту просьбу и тут же их отпустить.
Но никто этого не сделал. Позднее заключённые признавались нам, что им даже не приходило в голову выйти из эксперимента. На самом деле к этому моменту большинство из них перестали считать его просто экспериментом.

7 (c.305)

Хеллман кричит: "Видите эту дырку в полу? Двадцать пять отжиманий, как будто трахаете эту дырку! Слышите!" … … Трудно себе представить, что подобные сексуальные унижения происходят всего на пятый день, ведь все знают, что это только моделируемый тюремный эксперимент. Более того, все участники знают, что "другие" — такие же студенты, как и они сами. Учитывая, что роли среди них были распределены случайным образом, между двумя категориями участников не было никаких различий. В начале эксперимента все они казались обычными хорошими ребятами. Те, кто стал охранниками, прекрасно знали, что если бы монета выпала другой стороной, им пришлось бы надеть робы заключённых и слушаться тех, кого они сейчас унижают. Они знают, что заключённые не совершали никаких преступлений и на самом деле ничем не заслужили статуса заключённых. Тем ни менее, одни охранники превратились в исчадия ада, а другие стали пассивными соучастниками дьявола, просто бездействуя. Нормальные, здоровые молодые люди, случайно оказавшиеся в роли заключённых, либо пережили нервный срыв [и были выведены из эксперимента — ЕЧ], либо, оставшись в тюрьме, превратились в бессловесных послушных зомби.

8 (c.337)

Хеллман: "Ладно. Я просто хотел посмотреть, до каких пор можно оскорблять людей, прежде чем они начнут протестовать, прежде чем они начнут отвечать тем же. Но, к моему удивлению, никто не пытался возражать, чтобы меня остановить. Никто не сказал: "Эй, прекрати меня оскорблять, ты переходишь границы". Этого никто не сказал, они просто принимали то, что я говорил. Я говорил: "Пойди и скажи этому парню в лицо, что он — кусок дерьма", и они послушно это делали. Они послушно отжимались, сидели в карцере, оскорбляли друг друга, хотя предполагалось, что они должны объединиться. Но они оскорбляли друг друга, потому что я велел им это делать, и никто ни разу не усомнился в моей власти. Вот что меня действительно потрясло. (В его глазах появляются слёзы.) Почему никто ничего не говорил, пока я их оскорблял? Я говорил настоящие гадости, а они всё равно молчали. Почему?"
Действительно, почему?

9 (c.352)

Мы предполагали, что они будут искать точки соприкосновения, чтобы наладить отношения, учитывая близкое соседство и необходимость жить в одной камере в течение двух недель. Мы ожидали, что они будут говорить о своей жизни в колледже, об учёбе, о каникулах, о подругах, любимых спортивных командах, музыкальных предпочтениях, хобби, о том, как проведут остаток лета после окончания эксперимента или о том, на что потратят заработанные деньги.
Ничего подобного! Эти ожидания совершенно не оправдались. Девять десятых всех разговоров между заключёнными были связаны с тюремными проблемами, и лишь 10% были посвящены личным темам, не связанным с тюрьмой. Заключённых больше всего волновала еда, притеснения охранников, действия комитета по рассмотрению жалоб, планы побега, свидания с родителями и поведение других заключённых в других камерах и в одиночке.
Они не пользовались возможностью временной передышки от притеснений охранников и скуки тюремных камер, не пытались выйти из роли заключённых и восстановить свою личную идентичность в социальном взаимодействии. Роль заключённого подавляла все проявления личности.

10 (c.362 ... 363)

Нам хочется верить в глубинную, неизменную добродетельность людей, в их способность сопротивляться внешнему давлению, рационально оценивать и отклонять искушения ситуации. Мы наделяем человеческую природу богоподобными качествами, твёрдой нравственностью и могучим интеллектом, которые делают нас справедливыми и мудрыми. Мы упрощаем сложность человеческого опыта, воздвигая непроницаемую стену между Добром и Злом, и эта стена кажется непреодолимой. С одной стороны этой стены — мы, наши чада и домочадцы; с другой — они, их исчадия и челядинцы. Как ни парадоксально, создавая миф о собственной неуязвимости для ситуационных сил, мы становимся ещё более уязвимыми, поскольку теряем бдительность.

Под влиянием дурных обстоятельств каждый из нас мог бы совершить самый ужасный поступок, когда-либо совершённый человеком. Понимание этого не оправдывает зло; оно, так сказать,"демократизирует" его, возлагая вину на обычных людей, не считая злодеяния исключительной прерогативой извращенцев и деспотов — их, но не нас.
Главный урок Стэнфорд кого тюремного эксперимента очень прост: ситуация имеет значение.

11 (c.409-410)

В нашем тюремном подвале заключённые отказались от своих основных свобод под влиянием принуждения и внешнего давления со стороны охранников. Но в реальной жизни, за пределами лаборатории, люди часто добровольно отказываются от свободы слова, действия и близости с другими – без всяких охранников, вынуждающих это делать. Требовательный и жестокий "охранник" становится их частью образа себя; этот "охранник" лишает их спонтанности, свободы и радости жизни. В то же время эти люди интернализируют образ пассивного заключённого, который не хочет соблюдать эти ограничения. В результате человеку начинает казаться, что любые действия, привлекающие к нему внимание, грозят ему унижением, позором, социальным отвержением, и поэтому их нужно избегать. Под давлением своего внутреннего охранника такой "заключённый" бежит от жизни, прячется в "раковину" и добровольно выбирает безопасность безмолвной тюрьмы застенчивости.

12 (c.417)

В течение трёх дней 29 сотрудников государственной больницы города Элгин (Elgin State Hospital), штат Иллинойс, были "пациентами" психиатрического отделения собственной больницы. Другие 22 сотрудника отделения выполняли свои обычные обязанности, а специально обученные наблюдатели и видеокамеры фиксировали происходящее. "Мы увидели совершенно невероятные вещи", — сказала научный руководитель исследования Норма Джин Орландо. Очень скоро мнимые пациенты начали вести себя так, что их стало трудно отличить от настоящих: шестеро попытались сбежать, двое ушли в себя, двое постоянно плакали, один был близок к нервному срыву. Почти все испытывали напряжение, тревогу, фрустрацию и отчаяние. Подавляющее большинство мнимых пациентов (более 75%) сообщили о следующих реакциях: они чувствовали себя "в тюрьме", лишёнными идентичности, им казалось, что их чувства не имеют значения, что их никто не слушает, не считает людьми, не заботится о них. Они забыли, что это только эксперимент, и действительно чувствовали себя пациентами. Один мнимый пациент, сильно страдавший во время исследования, позже сказал: "Я привык смотреть на пациентов, как на стадо животных; я никогда не думал о том, что они чувствуют".

Вернуться в СПИСОК КНИГ

 

В Виртуальный Кабинет В начало статьи
 

 

Copyright © 2003-2024 Андрей Геннадьевич БАБИН и Елена Александровна ЧЕЧЕТКИНА.
Все права зарезервированы.

 

Rambler's Top100