Психотерапевт Андрей Геннадьевич Бабин  
ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ!
На сайт психотерапевта Андрея Геннадьевича БабинаЦЕНТР ДОКТОРА БАБИНА
Какую психологическую помощь мы можем оказать?ДАВАЙТЕ ЗНАКОМИТЬСЯ
Анкета. Резюме. Профессиональная подготовка. Публикации.ВИРТУАЛЬНЫЙ КАБИНЕТ
Жизненные истории тех, кто обращается к нам за помощью

 

ПСИХОСИНТЕЗ. Принципы и техники

ПСИХОСИНТЕЗ
Принципы и техники

Роберто Ассаджиоли
ЭКСМО-Пресс, 2002

Роберто Ассаджиоли — создатель "психосинтеза" — родился в Венеции в 1888 году и закончил университет Флоренции, получив диплом врача-психиатра, в 1910 году. Эти два самых красивых, блестящих и радостных города Италии, несомненно, оказали соответствующее влияние на молодого человека и на всю его последующую деятельность как философа и психотерапевта, деятельность, направленную на выявление и укрепление здорового мироощущения и реализацию и развитие заложенных в человеке общих положительных свойств и индивидуальных способностей.
К психосинтезу "настоящие" психологи и психотерапевты часто относятся пренебрежительно: *quotДа, там есть интересные и полезные методики, способствующие личностному росту. Но методики эти, в общем, известны с древности, а серьёзной научной критики как направление в психотерапии сам психосинтез просто не выдерживает. Это — практикум по личностному росту, но никак не инструмент лечения".
По моему мнению, само понятие "научности" применительно к психотерапевтическим школам, начиная с психоанализа, трактуется весьма широко, но это сейчас не тема для обсуждения. И утверждение, что психосинтез "не лечит", тоже спорно: сам Ассаджиоли успешно применял его именно для лечения своих пациентов и прекрасно понимал, когда его метод или конкретная техника применимы — а когда нет. Например (с. 166):
"ПОГРАНИЧНЫЕ СЛУЧАИ И ПСИХОТИКИ (ПСИХИЧЕСКИЕ БОЛЬНЫЕ)
Рассматривая ограничения и показания в отношении этой техники
[разотожествления — ЕЧ] нельзя не остановить внимания на определённых опасностях, которые могут возникнуть в некоторых случаях — таких, как погранично-психотические, — особенно если пациент находится в состоянии "деперсонализации", т.е. чувствует, что его тело ему не принадлежит. Тогда повторение фразы "Я не являюсь моим телом" может способствовать расширению этого разрыва и оказать воздействие, обратное основной идее био-психосинтеза".
Дальше даются рекомендации, как следует видоизменить эту технику для данного пациента, чтобы укрепить его "Я", а не способствовать дальнейшему распаду. И так — для каждой техники. Не случайно первый сборник техник психосинтеза был выпущен в 1963 году как руководство для специалистов — психиатров и психотерапевтов. Теперь эту книгу, в том числе и на русском, могут читать все, и применение техник — личное дело каждого страждущего. Но всё же делайте это с осторожностью, вначале внимательно и вдумчиво прочитав самого Ассаджиоли, начиная с ПРИНЦИПОВ, прежде чем переходить к конкретным ТЕХНИКАМ.

Вводный раздел ПРИНЦИПЫ написан на основе двух докладов, прочитанных Ассаджиолли в профессиональной среде в 1961 году. Во Введении автор прежде всего отделяет свой предмет — психосинтез — от других направлений психотерапии, прежде всего от экзистенциального направления. Выше мы уже рассматривали учебник Экзистенциальная терапия Ялома, и многие утверждения Ассаджиолли могут вызвать недоумение: он говорит о различиях — но тот же аспект рассматривают и в ЭТ! Например, по Ассаджиолли (с. 11):
"Наибольшее отличие психосинтеза от других направлений терапии заключается, наверное, в придании центрального значения воле как существенной функции "Я" и необходимому источнику или "началу" всех выборов и решений. Поэтому психосинтез включает в себя подробный анализ разных волевых стадий — таких как обдумывание, мотивация, принятие решения, его подтверждение, настаивание на нём, его выполнение, и приносит много пользы, развивая, укрепляя и направляя волю при помощи разнообразных техник".
Но ведь и Ялом специально рассматривает волю и необходимость её развития как существенный элемент экзистенциальной психотерапии! ("Глава 7. Воля. "Знать и не действовать — вообще не знать" — этой пословицей Ялом начинает раздел о ВОЛЕ, как центрального звена в достижении главной цели психотерапии — позитивного изменения: "Осознание ответственности само по себе не синонимично изменению: оно только первый шаг в процессе изменения. Именно это я имел в виду, когда в предыдущей главе сказал, что пациент, который начинает осознавать ответственность, входит в преддверие изменения. В этой главе будет рассматриваться остальное путешествие — переход от осознания к действию" (с.324)".)

С другим «отличием» можно было бы согласиться, а именно (с.12): "Переживание одиночества НЕ рассматривается в психосинтезе как основное или существенное. Это лишь стадия, временное состояние".
Действительно, скажет читатель, это отличие, ведь изоляция — один их четырёх экзистенциальных "столпов" у Ялома. Но не торопитесь! Ялом говорит об экзистенциальной изоляции, не об одиночестве.

Вывод прост: читая специальную (и не только) литературу, полезно помнить, в какое время она была написана. Ялом (родился в 1931 году) — уже следующее поколение, и для него Ассаджииоли — предшественник, которого надо знать и учитывать, но обратную сторону это не действует: в 1927 году, когда появилась первая статья о психосинтезе, Ялом еще не родился, а в 1961 году, к которому относятся "Принципы" Ассаджиолли, Ялом был просто психотерапевтом-практиком, и его собственные концепции и книги были ещё впереди.
В целом, по моему мнению, психосинтез находится в русле экзистенциальной терапии, но представляет в ней особый "поток". Давайте попробуем разобраться в особенностях этого потока. Как мне представляется, они связаны с особенностями личности своего создателя — тип человека Возрождения: многогранного, творческого, преданного идее гуманизма. Отсюда и ПРИНЦИПЫ, к рассмотрению которых (увы, довольно поверхностному и субъективному) мы переходим.

В чём Ассаджиоли нельзя упрекнуть — это в незнании предшественников. В самом начале Главы 1 "Динамическая психология и психосинтез" вы встретите множество имён — от всем известных (Фрейд, Юнг, Фромм) до полу-известных и совсем неизвестных в аудитории неспециалистов. Кроме того, автор приводит девять (9!) направлений в медицине-психологии-культуре, которые имеют прямое отношение к психосинтезу. Опять-таки, от всем известных и общепризнанных, таких как "1. Психосоматическая медицина", до таких сомнительных с точки зрения "нормального" психолога, как "4. "Исследования психики" или парапсихология". Что важно: имена и направления не просто перечисляются, но и комментируются и вводятся в общую рамку. Кто заинтересовался — читайте саму книгу, а мы переходим к наиболее известной схеме Ассоджиоли — структуре личности в форме трехуровневого "яйца" со скорлупой, белком, желтком и зародышем в центре — всё, как положено, но самая главная часть — нашлёпка вверху. Прежде чем описывать смысл этой конструкции, обратите внимание на слова её автора:
(с. 27) "Это, разумеется, лишь схематический, крайне упрощенный графический "образ", который может дать нам лишь структурное, статичное, едва ли не "анатомическое" представление о строении нашего внутреннего мира, тогда как наибольшую важность имеет именно его динамический аспект. Но здесь, как и в любой науке, шаги должны быть последовательными, а уточнения — постепенными".
Вот эта схема:

А теперь — супер-схематичное описание её частей (кто хочет подробней — читайте оригинал).
1. Низшее бессознательное: базовые влечения и примитивные побуждения, координация телесных функций, фобии и навязчивые идеи, и тому подобное.
2. Среднее бессознательное: в отличие от низшего, оно, в принципе, доступно сознанию. "В этой внутренней области накапливается наш опыт, здесь зарождаются и протекают развитие и психическое созревание нашего ума и воображения, прежде чем они "проявляются на свет" в "сознательном" обличье" (с. 28).
3. Высшее бессознательное или сверхсознательное: интуитивное прозрение, вдохновение, высшие чувства и т.д. "Это царство скрытых высших психических функция и духовной энергии" (с.28).
4. Поле сознания: "… непрерывный поток чувств, образов, мыслей, ощущений, желаний и импульсов, которые мы можем отслеживать, анализировать и оценивать" (с.29).
5. Сознательное"Я" — вот это уже посложнее, потому что есть еще и
6. Высшее "Я". Разница 5 и 6 заключается в том, как я понимаю, что сознательное "Я" (обозначим его для краткости с-Я) занято сиюминутным анализом и приведением в общий порядок импульсов от окружающего его поля сознания (4); оно лабильно, меняется в зависимости от текущей ситуации. Высшее "Я" (в-Я) — это и есть вы как единая и (не побоюсь этого слова!) уникальная личность. В этом смысле в-Я неизменно, оно "сопровождает" вас от рождения до смерти. Ассаджиоли приводит такой аргумент для разделения с-Я и в-Я: "Сознательное "Я" вообще говоря, не всегда погружено в бесконечный поток психических содержаний сознания; оно, по-видимому, совсем исчезает, когда мы засыпаем, падаем в обморок, пребываем под действием анестезии, наркотиков или в состоянии гипноза. Когда же мы пробуждаемся, "Я" загадочным образом возникает снова, неизвестно как и откуда, — факт при ближайшем рассмотрении непостижимый и сбивающий с толку. …… потому что за пределами этого "Я" [с-Я — ЕЧ] или "над" ним расположен некий постоянный центр, — истинное "Я"
Приведу ещё два аргумента, которые убеждают лично меня в реальном существовании высшего "Я". Все мы помним своё детство, юность, разные периоды совей жизни — помним, как изменялись мы и наши представления и предпочтения в процессе накопления и осмысления нашего жизненного опыта. Ясно, что Я-ребёнок будет сильно отличаться по своим приоритетам и реакциям от Я-взрослого. Менее ясно, что и во взрослом состоянии бывают периоды, когда вы сильно изменились за относительно короткое время. Читая старые документы (дневники, рассказы, записи) многие с удивлением убеждаются в этом. И тем не менее, вы — это вы, и не просто в результате "непрерывности личного опыта". Вы чётко отожествляете себя с собой в разные промежутки времени, и для психического здоровья очень полезно не отказываться ни от одного из них. Как у Пушкина: "И с отвращением читая жизнь свою / Я трепещу и проклинаю. / И горько жалуюсь, и горько слёзы лью, / Но строк печальных не стираю".

Второй аргумент может показаться фантастическим и надуманным, если бы его не предоставил клинический психолог — и одновременно писатель (у психотерапевтов это случается) Даниел Киз. Сейчас его книги хорошо известны и пользуются популярностью (загляните в любой книжный магазин). Я "познакомилась" с Кизом еще в конце 60-х, когда в Советском Союзе на фоне замерзающей оттепели A. Стругацкий добился издания антологии современной фантастики. В широкие массы хлынул золотой поток (Азимов, Бредбери, Саймак…), но даже в этой сокровищнице для меня истинным бриллиантом оказался рассказ "Цветы для Элджернона".

Позднее Киз переработал рассказ в повесть, которая хорошо известна современному читателю. Если еще не читали — очень рекомендую: помимо психологического содержания, книга очень человечная и трогательная. Краткий сюжет: разработан способ лечения олигофрении, причём в результате операции человек не только достигает «нормального» интеллектуального уровня, но и превосходит его, становясь, в сущности, гением. Проблема в том, что процесс обратим: на пике развития интеллект деградирует до первоначального уровня, а может, и ниже. Однако в процессе этого головокружительного взлёта-падения сам человек остаётся прежним, независимо от его текущего интеллектуального уровня — обстоятельство, придающее истории особую глубину и трагичность и которое особо отмечалось литературными критиками. С точки зрения психосинтеза оно означает просто постоянство сверх-"Я", сохранность самой личности.

Вы можете сказать — история выдумана, нельзя её приводить в качестве аргумента. Но у меня есть, к сожалению, ещё и личный опыт, когда в результате органического поражения мозга произошли грубые нарушения личности близкого мне человека; и поэтому у меня есть право утверждать, что даже и в этом случае, когда сверх-"Я" ломается, оно не разрушается полностью, пока сохраняются сознательные функции. В такой ситуации задача заинтересованных близких или психотерапевта — "чинить" и поддерживать повреждённое сверх-"Я", насколько это возможно. Не в столь драматических случаях работа психотерапевта или самого человека, заинтересованного в собственном личностном росте, заключается в том, чтобы выявлять и раскрывать потенциал своего сверх-"Я" — и методики психосинтеза направлены как раз на это. Но прежде закончим с ключевой схемой. Осталось еще внешнее поле ""» и граница между этим полем и "яйцом". Итак:

7. Коллективное бессознательное. Термин знаком всем, кто хотя бы поверхностно изучал концепции К.Г. Юнга. Однако Ассаджиоли отмечает, что Юнг "чёткого определения этому термину не дал. В это понятие он включал разнообразные и даже противоположные по своей природе элементы, а именно, примитивные архаичные структуры и высшую поступательно направленную деятельность".
Тут можно заметить, что Ассаджиоли тоже не даёт чёткого определения"коллективного бессознательного" — область вне "яйца" вашей личности просто существует как внешний ментальный мир, который взаимодействует с вами — а вы можете направленно взаимодействовать с ним, отбирая те его части, которые нужны вам в данный момент для укрепления или развития вашей личности. Это возможно потому, что "скорлупа" вашего яйца не отделяет вас от внешнего мира тотально — она напоминает, скорее, мембрану клетки, которая обеспечивает её сохранность как обособленного живого организма, живого за счёт непрерывного обмена с внешней средой материей, энергией и информацией.

А теперь переходим к практическому применению схемы-яйца. Что же всё-таки может дать нам психосинтез в плане психического здоровья? Как я понимаю, основная цель психосинтеза — воссоединение внутреннего ситуативного "я" и внешнего личностного "Я". Для прояснения приведу слова самого Ассаджиоли о "несинтезированном" человеке (с. 32):
"Интуитивно чувствуя себя "единым целым", а между тем постоянно обнаруживая в себе внутренний "раскол", он приходит в замешательство и не может понять ни себя, ни других. Не удивительно, что, не зная и не понимая себя, человек не может руководить собой и постоянно вращается в кругу собственных ошибок и слабостей; поэтому столь многим людям жизнь не удалась или была омрачена телесными или душевными болезнями, отравлена сомнением, разочарованием и отчаянием".
Если бы Ассаджиоли остановился тут, обозначив проблему, он уже внёс бы значительный вклад в науку о человеке. Но Ассаджиоли-врач идёт дальше, много дальше. Он предлагает конкретные стадии осуществления психосинтеза и даёт конкретные рекомендации и методики/техники.

Так как же добиться целительного "синтеза"?
(с. 33) "На пути к достижению данной цели можно выделить следующие стадии:
1. Глубокое познание своей личности.
2. Контроль над различными её составляющими.
3. Реализация истинного "Я" — "раскрытие" или создание объединяющего "центра".
4. Психосинтез: формирование или реконструкция личности вокруг этого нового "центра".
"

Это не просто красивые/умные слова — Ассаджиоли подробно разбирает каждую стадию. А потом идут те самые "техники", и тоже с подробным разбором. И как раз здесь ("в самом интересном месте!") я остановлюсь. Если психосинтез — это для вас — вы прочтёте книгу Ассаджиоли сами. Если мой краткий экскурс вас не вдохновит — так тому и быть. Но и в этом случае, если сам подход психосинтеза вам, действительно, необходим, вы неизбежно вернётесь к нему, в том или ином его варианте, возможно, весьма далёком от исходного. И Ассаджиоли совсем не будет в обиде, потому что (с. 18): " ... я воспринимаю психосинтез как ребёнка или, максимум, как подростка, которому ещё предстоит долгое развитие и который обладает огромными и многообещающими возможностями для роста".

Вернуться в Методы психотерапии

 

В Виртуальный Кабинет В начало статьи
 

 

Copyright © 2003-2024 Андрей Геннадьевич БАБИН и Елена Александровна ЧЕЧЕТКИНА.
Все права зарезервированы.

 

Rambler's Top100