Психотерапевт Андрей Геннадьевич Бабин  
ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ!
На сайт психотерапевта Андрея Геннадьевича БабинаЦЕНТР ДОКТОРА БАБИНА
Какую психологическую помощь мы можем оказать?ДАВАЙТЕ ЗНАКОМИТЬСЯ
Анкета. Резюме. Профессиональная подготовка. Публикации.ВИРТУАЛЬНЫЙ КАБИНЕТ
Жизненные истории тех, кто обращается к нам за помощью

 

Дэвид МАЙЕРС. Интуиция.

Дэвид МАЙЕРС

ИНТУИЦИЯ


СПб,Питер, 2021.

С удовольствием представляю одноимённую книгу Дэвида Майерса. Во-первых, автор прекрасно знает предмет (он — клинический психолог и исследователь), во-вторых, он прекрасно пишет. Но не надейтесь на лёгкое чтение! Изложение превосходное, но очень насыщенное — читать придётся не торопясь и, что называется, "включив мозги", то есть, осознанно. Такой вот парадокс — книгу с ""легкомысленным» названием читать трудно, несмотря на литературный талант автора. Потому что это не та завлекательная литература, которую вы, возможно, предвкушали — это не книги с "говорящими" названиями "Мудрый ребёнок: духовное руководство по развитию интуиции вашего ребёнка" или "Практическая интуиция для достижения успеха". Майерс предостерегает:
"Но что может дать нам такая "специальная" литература? Авторы книг по интуиции — "обладатели интуиции" или "интуитивы", как они сами себя называют, по большей части явно не знакомы с новейшими исследованиями психологии о том, как человек обрабатывает и использует информацию" (с.19). И далее:
"… когнитивные науки за последнее время открыли удивительный мир бессознательного — скрытой стороны нашего разума, о которой Фрейд никогда не говорил нам. В гораздо большей степени, чем считали всего 10 лет назад [оригинал книги относится ещё к 2002 году!] мышление происходит не на сцене, а на "задворках", за кулисами, скрыто от глаз" (с.20).
Вот о том, что и как происходит "за кулисами" и написана эта книга.

Для начала автор разрушается наши интуитивные представления о том, как работает наше собственное устройство для переработки и хранения информации, то самое, которое каждый младенец получает при рождении. Оказывается, у нас два мозга, две памяти и множество историй собственной жизни. И это не плод философских размышлений, а медицинский факт. Кстати, многие законы "нормальной" психологии выявляются при исследовании пациентов с органическими поражениями мозга вследствие травмы, инсульта или опухоли. Так, после рассечения мозолистого тела, которое соединяет два мозговых полушария (операция, применяемая при хирургическом лечении тяжелой формы эпилепсии), у пациентов появлялось как бы два самостоятельных мозга. Проявляется это, например, так: правая рука застёгивает пуговицы на рубашке — а левая рука в то же самое время расстёгивает.
Но дело даже не в «удвоении» мозга — оказалось, что это разные мозги. Что выясняется при поражении одного из полушарий, скажем, опухолью. Автор приводит слова одного пациента, который после инсульта, повредившего правое полушарие, жаловался: "Я понимаю слова, но упускаю тонкости и остроты" (с.40). А всё потому, что правое полушарие отвечает за тонкую работу по распознаванию лиц, эмоций, оттенков и т.д., а рациональное левое полушарие оперирует словами и другими абстракциями. Для полноценной жизни человеку нужна слаженная работа обоих полушарий! Если вы считаете, что в принципе можно обойтись и без эмоций, то ошибаетесь. Автор приводит конкретный пример человека, который после удаления опухоли головного мозга живёт без эмоций (с.66). Вы считаете, что ничего страшного, жизнь продолжается, если рациональный интеллект сохранен. Но это не так! Опухоль удалена, но удалили заодно эмоциональный интеллект, а из-за отсутствия "эмоциональных сигналов" пострадал и социальный интеллект. В результате он потерял работу, развёлся, снова женился и снова развелся, и наконец перешёл на инвалидность и попал под опеку к брату. Вы спросите, а при чём тут интуиция? Хотя бы при том, что наши эмоции далеко не всегда рациональны (хотя левое полушарие старается подобрать подходящее объяснение в каждом конкретном случае) и часто возникают неизвестно откуда, выплёскиваясь с самыми непредсказуемыми последствиями. А если хотите конкретнее и глубже — читайте Главу 2 "Социальная интуиция".

Теперь насчёт двух видов памяти. И опять, для большей наглядности, начнём с органической патологии. Есть повреждения мозга, которые "отключают" память, частично или полностью. Автор приводит пример человека, для которого таким образом "выпали" последние 50 лет жизни. Ему показывают фотографию Земли, сделанную из космоса. "Что это?" — "Луна", уверенно отвечает тот. — "Это Земля". — "Вы шутите! Чтобы сфотографировать Земной шар, надо выйти в космос!". Да, в его мире этого не произошло, и не произойдёт никогда, потому что он тут же забывает.
Но вои что интересно: даже таких людей, с полностью разрушенной памятью, можно научить новым навыкам, которые сохраняются! В этом случае действует другая, не осознаваемая память — ИМПЛИЦИТАРНАЯ. И не стоит думать, что мы говорит только о патологии. Имплицитарной памятью вовсю пользуется только что родившийся младенец, да и первые несколько месяцев и даже лет она незаменима для нормального развития. Вы никогда не задумывались, отчего все человеческие младенцы, даже показавшие впоследствии невысокие умственные способности, легко и непринуждённо овладевают родной речью, а в некоторых случаях и двумя языками, если ими пользуются окружающие? Тот процесс, который при освоении иностранного языка у нас, взрослых и умных, занимает годы, и часто без утешительных результатов. Дело в том, что мы пользуемся при этом рассудочной/рациональной или ЭКСПЛИЦИТАРНОЙ памятью, а здесь она плохой помощник. Именно на имплицитарной памяти основаны нетрадиционные способы обучения иностранным языкам — прослушивание во сне, просмотр недублированных фильмов и т.д.

Двойственная природа памяти играет с нами шутки и при воспроизведении собственной истории. Существует стойкое мнение, что всё, происходившее с нами хранится в неизменном виде где-то в "ячейках памяти" нашего мозга — и может быть извлечено нетронутым при желании или в особых обстоятельствах. То есть, мы предполагаем существование некого органического аналога обычной "флешки": нажал — и выскочил файл. Точно такой, каким его записали (если, конечно, флешка не сломалась — тогда вообще не выскочит). Многочисленные эксперименты показывают, что это не так: "записанная" в мозге информация в той или иной степени преобразуется в процессе жизни, и в этом живой мозг отличается от флешки. Именно поэтому неосознанно врут свидетели (что хорошо известно следователям), поэтому искренне врут мемуаристы, и поэтому так важны "неживые" свидетели — архивы, записи "по горячим следам", фото и видео…
Хотите пример эксперимента по преобразованию воспоминаний? Вообще, особенность книги Майерса — множество ссылок на психологические эксперименты, с указанием авторства и года проведения, как это принято в научном исследовании. В 1962 году группа под руководством психиатра Дэниела Оффера опросила 73 мальчика, учеников 9 класса: что они думают о допустимости секса в старших классах, как они оценивают отцовские наказания, их отношение к интеллектуальной деятельности. Через 30 лет их (оставшихся в живых 67 человек) опросили снова, по тем же темам, попросив вспомнить, как они отвечали тогда, будучи мальчиками-девятиклассниками. Их ответы оказались "удивительно неточны". Например, положительный ответ о занятиях сексом в 1962 году давали только 15% мальчиков, а взрослые в 82% случаях оценивали свою прошлую реакцию как положительную. Более того, когда им показали прошлые протоколы, они не верили, утверждая, что всегда имели такое мнение, как сейчас.

Тут вспоминается интервью, которое взял после второй мировой войны журналист у жительницы пригорода Освенцима. На вопрос, знала ли она о том, что творилось в концлагере, женщина искренне отвечала: "Откуда? Я даже не смотрела в ту сторону". Журналист отмечает: "Она знала, в какую сторону не смотреть". Воистину, МЫ ЗНАЕМ БОЛЬШЕ, ЧЕМ ОСОЗНАЕМ — это рефрен книги Майерса. И прежде чем оставить читателя наедине с самой книгой, коснусь еще двойственности познания. Подобно имплицитарной и эксплицитарной памяти, мы обладаем двумя путями познания: имплицитарным (интуитивным) и эксплицитарным (рациональным). Всем, кто серьёзно занимается наукой, эта двойственность хорошо известна, и успешные учёные активно используют её. "Мы доказываем при помощи логики, мы открываем при помощи интуиции" — говорил Анри Пуанкаре (цитируется по с.106). Так ведь дело не ограничивается одними учеными! Хороший клиницист, ставящий диагноз в условиях недостатка информации, "с одного взгляда" на больного; тренер, безошибочно выбирающий игрока на замену; дегустатор, тонко оценивающий вино или духи часто по неизвестному ему самому принципу. Мы сами, интуитивно решая промолчать — или вмешаться, взять кредит — или воздержаться; и всё это на основе той информации, которая нами не осознаётся.

Но не переоценивайте тот или иной путь познания как основное руководство к принятию решения. В самом начале книги Майерс приводит случай принцессы Дианы, которая в своём последнем интервью перед той самой катастрофической поездкой заявляла: "Никто не может диктовать мне, как себя вести. … … Я руководствуюсь инстинктом, и инстинкт — мой лучший советчик" (с.30). Если вы тоже считаете себя "интуистом" — настоятельно рекомендую внимательно прочитать Часть II "ОПАСНОСТЬ ИНТУИЦИИ" (Глава 4 — Интуиция о нашем прошлом и будущем; Глава 5 — Интуиция о нашей компетентности и добродетели; Глава 6 — Интуиция о реальности).
И, наконец, завершающая Часть III "ПРАКТИЧЕСКАЯ ИНТУИЦИЯ" (Глава 7 — Спортивная интуици—; Глава 8 — Интуиция в инвестиционном деле; Глава 9 — Клиническая интуиция; Глава 10 — Интуиция интервьюера; Глава 11 — Интуиция и риск; Глава 12 — Интуиция игроков; Глава 13 — Экстрасенсорная интуиция). Читайте, думайте, используйте! А в завершение — несколько цитат из книги Майерса с указанием страниц и моими краткими пояснениями в квадратных скобках []; выделения жирным в шрифте тоже мои:

"Вы обрабатываете огромное количество информации "за кулисами". Вы без каких бы то ни было усилий делегируете большую часть мышления и принятия решений массам когнитивных работников, которые трудятся "в подвале" вашего разума. Только по-настоящему важные ментальные задачи попадают на стол в кабинете, где работает ваше сознание" (с.32).

"Рассеянность — это один из тех штрафов, которые мы платим за автоматизм" (С.34). [В пятницу вечером рулим домой, хотя сегодня надо на дачу к жене и детишкам]. "Но босс-сознание может вмешаться в любое время. В отличие от "бессознательного" Фрейда, наполненными мятежными, задавленными рабочими, конфликтующими с начальством, бессознательные ментальные рабочие когнитивной психологии более дружелюбны, более склонны к сотрудничеству и гораздо более эффективны. Их лозунгом является "Наша цель — служение". Радуйтесь этому автоматизму бытия" (с.35). [И вообще, цитируя вслед за автором философа Уайтхеда (1911), заметим, что "Цивилизация развивается за счет увеличения числа операций, которые мы можем выполнять, не думая о них"].

"Продемонстрировав возможности, эффективность и адаптивность интуиции, я воздал должное её сильным сторонам. Интуиция — великая вещь. В гораздо большей степени, чем мы это осознаём, мышление происходит "за кадром". Интуиция адаптивна. Она помогает нам автоматически вести машину, питает наш опыт, наше творчество, нашу любовь и нашу духовность. Интуиция — это чудо. Невидимый ветер, дующий тогда, когда хочет — вот подходящий образ тайны интуиции, её озарений и вдохновения" (с.385).

Пожелаю читателю осознанно выбирать свой путь по морю жизни — и ветер вам в паруса!

Вернуться в Лекторий: РАЗНЫЕ ТЕМЫ

 

В Виртуальный Кабинет В начало статьи
 

 

Copyright © 2003-2024 Андрей Геннадьевич БАБИН и Елена Александровна ЧЕЧЕТКИНА.
Все права зарезервированы.

 

Rambler's Top100