Психотерапевт Андрей Геннадьевич Бабин  
ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ!
На сайт психотерапевта Андрея Геннадьевича БабинаЦЕНТР ДОКТОРА БАБИНА
Какую психологическую помощь мы можем оказать?ДАВАЙТЕ ЗНАКОМИТЬСЯ
Анкета. Резюме. Профессиональная подготовка. Публикации.ВИРТУАЛЬНЫЙ КАБИНЕТ
Жизненные истории тех, кто обращается к нам за помощью

 

Гарри Поттер и 7 радикалов

Гарри Поттер и 7 радикалов


Интересная история произошла со мной после того, как я дочитала книгу Пономренко "Методика 7 радикалов" и даже представила её на сайте — я принялась анализировать свою родительскую семью. Давние дела обрели новый смысл, и ситуация "она в семье своей родной казалась девочкой чужой" (Пушкин о Татьяне Лариной) внезапно прояснилась. Жаль, что детям, как будущим родителям, не преподают в школе хотя бы азы личностной психологии, а во времена моего детства и книг подходящих не было …

Наличие нескольких классификаций типов личности, построенных по разным принципам, может ввести в недоумение — где же "правильная"? Правильные все, составленные на основе вдумчивого анализа многолетнего клинического опыта и, главное — работающие. То есть те, которые можно использовать для решения практических задач, требующих понимания и прогнозирования поведения отдельных людей и коллективов, а также чтобы использовать врождённые радикалы с наибольшей пользой для конкретной личности и общества в целом. При этом"…мы не обязуемся всегда использовать одну и ту же классификацию: пользуемся той, которая наиболее полезна для выявления определённого сходства. Люди, которые серьёзно относятся к типизации, однажды поместив человека в ячейку не видят, как его можно отнести к какому-либо типу в другой классификации" (Адлер, с.80). В этом смысле "7 радикалов" — это классификация особого рода: её "ячейки" многомерны, так как в характер могут входить все 7 радикалов, и динамичны, так как эти радикалы взаимодействуют друг с другом, в том числе и в зависимости от ситуации.

Давайте рассмотрим, как это происходит, на примере самой известной книги первой четверти 21 века (не исключаю, что и всего века — сомневаюсь, что такой феномен повторится в текущем столетии: общий тираж "Гарри Поттера" уступает лишь Библии). Пономаренко в конце своей книги провёл прекрасный анализ на примере Даши Булавиной, героини романа Алексея Толстого "Хождение по мукам". Боюсь, однако, что этот роман практически незнаком современному читателю (и мне в том числе), поэтому отставим Дашу в покое и займёмся Гарри и его друзьями, которые известны всем по семи книгам Джоан Роулинг или хотя бы по их удачной экранизации.
Не будем составлять психологических портретов или полных профилей действующих лиц (этим вы можете заняться на досуге сами, заодно потренируетесь в применении метода попарного сравнения радикалов по Пономаренко) — выясним лишь три радикала: доминанту (ведущий радикал, определяет общую цель поведения и характерный способ её достижения), субдоминанту (гармонизирует доминанту в соответствии с социальной средой) и адаптер (из числа остальных радикалов, который подключается и выходит на первый план в соответствуюей проблемной ситуации — мой термин).
Интересно, что семь основных действующих лиц имеют семь разных доминант-радикалов, а именно: Гарри — паранойяльный (Пар), Рон — эмотивный (Эмо), Гермиона — эпилептоидный (Эпи), Джинни — гипертимный (Гип), Невилл — тревожный (Тр), Полумна — шизоидный (Шиз) и, наконец, Драко — истероидный (Ист). Давайте рассмотрим вначале доминанту и субдоминанту для каждого из этой семёрки.

Гарри

"Он знал одной лишь думы власть, / Одну, но пламенную страсть" — это про Гарри. Он жаждет уничтожить Волан-де-Морта, убийцу своих родителей и потенциального убийцу мира Гарри — свободного мира волшебников. И Гарри добивается своей цели с паранойяльной непреклонностью, причём добивается не в одиночку: он лидер — вначале в неразлучной троице (Гарри, Гермиона, Рон), потом как руководитель группы сопротивления (отряд Дамблдора, ОД), а в самом конце как предводитель решающей битвы с силами зла, возглавляемыми Волан-де-Мортом.
Интересно, что антипод Гарри — Волан-де-Морт тоже ярко выраженный паранойял. И цель у него внешне похожа: уничтожить Гарри. Только это лишь промежуточная цель по пути к следующей — установление тотального контроля над всем волшебным сообществом и, соответственно над миром вообще, поскольку маглы, как люди второго сорта, должны повиноваться волшебникам. Но основная его цель — победить смерть, править вечно. Он боится смерти (тревожная субдоминанта) и поэтому расщепляет свою душу, создавая крестражи (шизоидный радикал, который подтверждается и отсутствием друзей — люди ему нужны лишь как исполнители великого замысла). По субдоминанте характер Волан-де-Морта принципиально отличается от характера Гарри.
Субдоминанта Гарри — эмотивный радикал. Это различие неоднократно подчёркивает Дамблдор в беседах с Гарри. "Да знаю я! Большое дело — любовь!" — раздражается наконец тот. Но дело как раз в субдоминанте: именно любовь (к родным, к друзьям, к свободе) и есть та сила, которая движет Гарри и помогает ему преодолеть все препятствия.

Гермиона

Девочка-зубрилка, книжный червь, трудоголик, правдивая отличница. Типичный эпилептоид. И как с такой могут дружить героический Гарри и разгильдяй Рон? Вначале и не дружат, а Рон так прямо шарахается. Сближает их общая опасность — и её преодоление: Рон и Гарри вопреки указаниям начальства не идут в укрытие, а бегут спасать Гермиону от тролля, а она в благодарность врёт подоспевшим учителям, принимая всю вину на себя. Дальше — больше. Уже на первом курсе Гермиона снова нарушает школьные правила, принимая участие в ночной вылазке. А на 5-ом курсе дело доходит до того, что Гермиона на радостях было от чего) предлагает отдохнуть на денёк от выполнение домашних заданий.
"— Ты хорошо себя чувствуешь? — недоверчиво спросил Рон, уставившись на неё.
— Раз уж ты спросил, — жизнерадостно сказала Гермиона, — я, так и быть, признаюсь, что чувствую себя немножко… непокорной
" (т.5, с.592 — здесь и дальше цитирование по росмэновскому изданию 2002-2007). Странный какой-то эпилептоид…
Но вспомним, что уже в самом начале в поезде по пути в Хогвардс проявляется эмотивный радикал Гермионы: она знакомится с Роном и Гарри в тот момент, когда помогает растяпе-Невиллу искать его жабу (Тревор вообще постоянно от него убегает). И нельзя не вспомнить её знаменитую лигу по защите прав эльфов-домовиков. Затея Гермионы, впрочем, не пользовалась успехом, в том числе и со стороны эльфов, которые категорически отказывались от своих прав и свобод. Когда же встал вопрос о выборе профессии, Гермиона заявила, что ей, в общем, всё равно, чем заниматься, главное — приносить реальную пользу людям, причём под людьми она понимает всех: магов и маглов, эльфов и гоблинов, даже свирепых великанов и заносчивых кентавров. Итак, сухость и негибкость эпилептоида компенсируется эмотивной субдоминантой. В треугольнике друзей Гермиона играет роль защитника — от опасных идей Гарри и/или дурацких выходок Рона. Но если отговорить не удаётся, она обычно присоединяется.

Невилл

Вначале он выглядит просто затюканным бабушкиным внучком. В Хогвардсе роль опекуна принимает на себя Гермиона. Он рассеян (вспомните эпизод с "напоминалкой"), трусоват (боится преподавателей, в особенности Снегга), неуклюж и вообще выглядит слабаком. Ясно: тревожный (зависимый) тип. Первая неожиданность — он активно пытается помешать троим друзьям в ночной вылазке, так что Гермионе приходится применить парализующее заклятье. Можно было бы приписать это тревоге (защитницу-Гермиону могут исключить из школы!), если бы не дальнейшие события.
Вот он кидается на Драко, невзирая на то, что врагов трое: Драко и двое его дуболомов-охранителей. Дело в том, что мать и отца Невилла запытали до безумия приспешники Волан-де-Морта, а Невиллу показалось, что Драко насмехается над его больными родителями, когда тот просто дразнил "психа" Гарри. Вот он вступает в ОД и делает поразительные успехи в овладении боевыми заклятиями. "Известие о том, что палачи его родителей гуляют на свободе, вызвало в нем странную и даже пугающую перемену" (т.5, с.514).
Как и Гарри, он хочет отомстить за любимых родителей; как и Гарри, он хороший друг. По мере взросления эмотивная субдоминанта проступает всё отчётливей, постепенно тесня тревожный радикал до его полного исчезновения в конце, когда после смерти Гарри (к счастью, обратимой) именно Невилл возглавляет сопротивление в Хогвардсе и уничтожает змею шестой крестраж Волан-де-Морта.
Интересно, что эту поразительную перестройку характера предвидела Распределяющая Шляпа, определив Невилла на факультет храбрецов — Гриффиндор, а не, скажем, в Пуффендуй. Семнадцатилетний Невилл становится настоящим гриффиндорцем — только в этом случае он смог бы извлечь меч из Распределяющей Шляпы и обезглавить им змею.

Рон

— акцентуированный эмоционал. Привязан к семье (впрочем, все Уизли очень любят друг друга), предан друзьям и юмором сглаживает конфликты между ними, влюбчив, ревнив. Именно эмотивная доминанта ответственна за две крупные его ссоры с друзьями: с Гарри — когда тот, по мнению Рона, предал его, не признавшись, что стал вторым "чемпионом" Хогвардса обманув Кубок Огня (обмана не было — была ловушка); и с Гермионой — когда та завязывает и поддерживает дружбу с гениальным игроком в квиддич из другой школы ("братание с врагом!" — так прикрывает Рон свою ревность). Рон и сам мечтает стать классным игроком, но мешает тревожная субдоминанта. Драко с подручными легко выводит его из строя на соревнованиях издевательствами и насмешками. Дело привычное для других игроков — но не для Рона. И в результате Рон проваливает все игры, кроме двух: на пятом курсе, когда проигрыш всё равно казался неизбежным, и Рон смог раскрепоститься; и на шестом курсе, когда Гарри сделал вид, что добавил в питьё Рона волшебное зелье удачи, придушив тем самым тревожную доминанту друга.

Джинни

Вначале это бесцветная личность, единственная характеристика которой — безответная любовь к великолепному Гарри Поттеру. Сам Гарри относится к младшей сестрёнке Рона с более чем братским равнодушием, хотя и рискует жизнью, спасая её на 2-ом курсе (Джинни на курс младше) от василиска. Но это просто его функция — спасать и, кроме того, Рон — его лучший друг.
Джинни поверяет свои горести умнице-Гермионе, и та советует ей начать жить собственной жизнью, развить свою индивидуальность — тогда Гарри обратит на неё внимание. И Джинни весьма успешно развивает! К пятому курсу она уже окружена поклонниками, и меняет их одного за другим. Она, как выясняется, отлично играет в квиддич, и успешно заменяет Гарри в команде, когда его в наказание отстранили от игр. А когда Гарри вернулся, он с удивлением замечает, что Джинни стала настоящей "душой команды". Гипертимная доминанта торжествует, и Гарри, наконец, "видит" Джинни и влюбляется.
Однако не случайно она так хорошо сошлась с Гермионой: эпилептоидная субдоминанта Джинни смягчает и обуздывает буйную гипертимность. После гибели Дамблдора она без слёз отпускает Гарри в убийственный поход за крестражами: "Ладно, не могу сказать, что ты меня удивил. Я знала, что рано или поздно это произойдёт. Знала, что ты не будешь счастлив, пока не настигнешь Волан-де-Морта. Может быть, поэтому ты так мне и нравишься" (т.6, с.664). Теперь она действительно любит Гарри — не героический образ, а его внутреннюю сущность.

Полумна

Очень интересная личность. Интересная — потому что странная, а странная — потому что шизоид. Её замечательные высказывания о "мозгошмыгах", залетающих в мозги, о "нарлах", притаившихся в омеле, о неуловимых "морщерогих козляках" невозможно забыть. Этому бреду Полумна обязана своему обожаемому папочке, редактору специфического журнала "Придира". Однако в остальном Полумна Лагвуд вполне здравомыслящая особа и даёт нетривиальные полезные советы друзьям. Да, у этого шизоида есть друзья — Гарри и его близкое окружение, и Полумна очень их ценит. Это становится ясно в последней 7-ой книге, когда Гарри, Рон и Гермиона приходят в дом Лагвудов за информацией и обнаруживают в спальне Полумны (её нет дома — арестована за связь с Поттером) фреску на потолке — пять лиц (они трое плюс Невилл и Джинни) с круговой надписью "Друзья, друзья, друзья…" Субдоминанта — эмотивная.

Драко

Злокозненный Драко — явный истероид с характерным стремлением привлечь внимание, произвести впечатление, казаться лучше всех. Подчёркнутый аристократизм, "чистота крови". Внешняя цель его жизни — как можно сильнее насолить Гарри, знаменитому "мальчику, который выжил", который продолжает выделяться и дальше, в Хогвардсе. Зависть? Не к тому ли, что паранойял-Гарри занят настоящими делами и успешно преодолевает все трудности, а Драко — пустышка, и даже вступив в ряды пожирателей смерти и получив задание от самого Волан-де-Морта, не способен выполнить его.
Субдоминанта Драко, пожалуй, эмотивность. Он, несомненно, любит родителей и тяжело переживает арест отца — пожирателя смерти. Оказывается, он любит даже своих тупых приятелей, Крэбба и Гойла, которые много лет сопровождали его в Хогвардсе — потому что едва не погибает, пытаясь их спасти, когда выпущенное Крэббом магическое пламя отрезает выход. Именно Гарри (кто же ещё!) спасает Драко, затащив его на свою метлу, в то время как верный Рон подхватывает Гойла (Крэбб уже сгорел) на свою, крича при этом: "Если мы погибнем из-за них, я убью тебя, Гарри!" (т.7, с.535).

*****

Итак, мы определили доминанту и субдоминанту основных героев. Давайте рассмотри всю группу в целом с целью понять, какие личностные черты притягивают и удерживают их вместе, с помощью такой схемы: Здесь указаны не только установленные выше доминанта и субдоминанта, но и связи между отдельными радикалами отдельных личностей, те связи, которые, которые формируют группу. Заметим, что Драко — вне общей связи, ведь у истероида нет настоящих друзей… Возможно, еще и поэтому Драко так ненавидит Гарри и его компанию.

Основная группа — это Гарри, Рон и Гермиона. При этом вовсе не Гарри, а Рон является связующим звеном в этой группе. Вспомним: самое тяжелое испытание их общей дружбе — когда Рон, не выдержав лишений, оставляет друзей, только чувство долга удерживает Гермиону с Гарри. Эти страницы, пожалуй, самые мрачные в книге. Возвращение Рона магически меняет атмосферу. Все трое оживают, демонстрируя при этом разные всплески эмоций.
"Гарри не ожидал, что гнев Гермионы утихнет за одну ночь, и поэтому нисколько не удивился, что на следующее утро она общалась с ними обоими в основном посредством демонстративного молчания и зловещий взглядов. Рон при ней держался неестественно скорбно, как бы в знак глубокого раскаяния. Пока они втроём сидели в палатке, Гарри чувствовал себя единственным бестактно бодрым гостем на небогатых похоронах. Зато когда они вдвоём отправлялись за водой или за грибами, Рон начинал беззастенчиво радоваться жизни" (т.7, с.334).
На схеме эмотивный треугольник связывает троих друзей. Остальные присоединяются к ним по разным причинам: Невилл вначале для компенсации своей тревожной доминанты, Джинни — из-за любви к Гарри, Полумна… с шизоидами вообще сложно, но, наверное, Гарри со-товарищи поначалу ей просто симпатичны (они и познакомились случайно, в поезде), а общее испытание закрепляет их дружбу.

Именно испытание — проблемная ситуация — позволяет выявить третий радикал, названный мной адаптером. Проблемная ситуация назревает к концу каждой из семи книг; наиболее подходящей для анализа группы является ситуация в пятой книге ("Гарри Поттер и Орден Феникса"), потому что характеры уже достаточно проявились (ребятам уже 15 лет) и, кроме того, в операции по спасению Сириуса участвуют все шесть основных акторов.
Не буду описывать это ситуацию и поведение действующих лиц по мере её развития — предлагаю сделать это читателю на основе оригинала (т.5, с.686-776). Мой вывод: у всех, кроме Гарри, ситуационный адаптер — паранойяльный (у него это доминанта). В критической ситуации, когда Гарри готов в одиночку кинуться спасать своего названного отца Сиpиуса, его друзья присоединяются к нему, хотя вначале и не разделяют уверенности Гарри, что Сириуса поймали и пытают в Министерстве магии. Цель поведения — сохранение группы путём решения общей задачи, поставленной лидером; способ — коллективное действие, в процессе которого все шестеро ведут себя удивительно сходным образом, в непреклонно-целеустремлённом стиле паранойяльного радикала. Сначала надо удостовериться, что Сириус в Министерстве (они проникают в кабинет Амбридж), потом освободиться от Инспекционной дружины и Амбридж (они дерутся и применяют хитрость), потом им надо как-то попасть в Лондон (Полумна предлагает лететь на фестралах), потом найти зал с пророчествами, и там команда попадает в ловушку.


Потом… В общем читайте и думайте сами. Возможно, вы найдёте другие радикалы и проследите другие взаимосвязи и взаимодействия между ними. На мой взгляд, это интересно и полезно — как в литературе, так и в жизни. Понимать себя и других (кстати, вы ещё не составили свой личностный профиль?) совсем не лишнее в наше неспокойное время, да и во все времена.

Вернуться в Лекторий: РАЗНЫЕ ТЕМЫ

 

В Виртуальный Кабинет В начало статьи
 

 

Copyright © 2003-2024 Андрей Геннадьевич БАБИН и Елена Александровна ЧЕЧЕТКИНА.
Все права зарезервированы.

 

Rambler's Top100