Психотерапевт Андрей Геннадьевич Бабин  
ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ!
На сайт психотерапевта Андрея Геннадьевича БабинаЦЕНТР ДОКТОРА БАБИНА
Какую психологическую помощь мы можем оказать?ДАВАЙТЕ ЗНАКОМИТЬСЯ
Анкета. Резюме. Профессиональная подготовка. Публикации.ВИРТУАЛЬНЫЙ КАБИНЕТ
Жизненные истории тех, кто обращается к нам за помощью

 

Прогулки по мозгу: День четвёртый

ПРОГУЛКИ ПО МОЗГУ: День четвёртый

День четвёртый: от сетчатки до вентральной области покрышки

Роль зрения в жизни человека бесценна — вряд ли нужно защищать этот тезис. Что до удовольствия, то это палка о двух концах: от естественного наслаждения самим жизненным процессом — до наркомании, прямым и близким путём ведущей к прекращению этого процесса. От высших форм сознания и творчества — к полуживотному существованию с призраком скорой смерти за спиной. Наш мозг способен подарить нам и то, и другое. Выбор за вами.

7. ЗРЕНИЕ

Памятник Бену Андервуду, гениальному эхолокатору — с.191.
Когда Бену было 3 года, ему вылечили ринобластому (глазной рак) экстренно удалив оба глаза (другого способа воспрепятствовать распространению метастаз, к сожалению, не было), и тем самым подарив ему многие годы жизни. Вы скажете: что это за жизнь! И будете неправы: даже при полной слепоте человек может жить полно и насыщенно (вспомните хотя бы Джона Мильтона, оставившего миру "Потерянный рай"). А в случае Бена будете неправы вдвойне: он не только свободно передвигался по городу, но мог делать это на велосипеде и роликах, мог играть в баскетбол и вообще мог жить в целом как нормальный мальчишка. И всё это не только благодаря врождённому жизнелюбию, но и благодаря врождённой же способности к эхолокации, которую он сам довел до фантастических размеров.
Азам эхолокации можно научить любого, а все слепые владеют ею в той или иной степени даже без специального обучения, особенно если слепота настигла в молодом возрасте. Так, маленький Бен бегал за родными по дому, непрерывно прищёлкивая при этом языком. Старший брат просто сердился на малыша, а маме Бен объяснил, что он как бы разбрасывает "мячики", и они к нему возвращаются, ну как если бросить настоящий мячик в стенку…

Мозг Бена после удаления глаз перестроился на другой источник информации о формах окружающего мира, по отражению звуковых сигналов. Наши "мячики" — фотоны, отражённые от предметов, а воспринимающий орган — не ухо, а глаз. Давайте кратко проследим весь путь формирования зрительного образа от глаза до мозговых структур, воспринимающих и перерабатывающих информацию от мячиков-фотонов.
Вообще, глаз тоже мозговая структура, только вынесенная далеко от основного — головного — мозга. Точнее, к мозгу относится сетчатка, расположенная на задней стенке глаза, а всё остальное — оболочка с линзой-роговицей, диафрагма-радужка, линза-хрусталик и стекловидное тело в качестве оптической среды лишь аппарат наподобие фотографического.










Аппарат лишь передаёт пучок "мячиков"-фотонов от интересующего нас объекта на сетчатку, где и происходит сбор и кодирование визуальной информации. Для этого предназначены специальные нейроны-фоторецепторы, известные под именем "колбочек" и "палочек".
"Колбочки" бывают трёх видов, каждый из которых отвечает за восприятие своего цвета: синего (коротковолновая часть видимой области спектра), зелёного (средняя часть) и красного (длинноволновая часть). Их комбинация позволяет воспроизвести все цвета и оттенки. Но если какой-то вид колбочек работает неэффективно или плохо — цветовосприятие нарушается, возникает дальтонизм (полная цветовая слепота встречается очень редко). Самая распространённая его форма — красно-зелёный дальтонизм, который связан с отклонениями в работе зелёных "колбочек", и тогда жёлтый и зелёный цвета кажутся красноватыми. Кстати, именно такое цветовосприятие у собак " у них зелёные "колбочки" вообще отсутствуют.
"Палочки", ответственные за чёрно-белое зрение, нужны нам в полумраке. Они очень чувствительны к слабому пучку фотонов, но на свету фактически бесполезны — там вступает в дело цветовое, "колбочное" зрение.

Поглощенные фотоны генерирует в нейронах-фоторецепторах электро-химические сигналы, которые передаются в ганнглиозные клетки, чьи аксоны собираются в зоне под названием диск зрительного нерва, а из этого диска идут дальше по зрительному нерву, соединяющего сетчатку с головным мозгом. От каждого глаза отходит свой зрительный нерв, и они пересекаются под нижней частью мозга в точке "перекрёста зрительных нервов" так, что информация от правого глаза идёт в левое полушарие, а от левого глаза — в правое полушарие.












В обработке зрительной информации участвуют последовательно таламус, первичная зрительная кора, а также другие структуры (подробнее читайте у самого Дингмана). При этом поломка любой части сложного анализирующего аппарата чревата неприятными последствиями.










Например, поражение ветеренообразной лицевой области приводит к нарушению распознавания лиц — прозопагнозии. Это крайне неприятная особенность, которой в той или иной степени обладают многие из нас, к счастью, обычно в лёгкой форме. Но представьте, каково это, если вы вообще не способны узнавать лица, воспринимая их просто как набор отдельных черт (губы, нос, и т.д.), когда вы даже не способны различить лица родных! Конечно, мозг приходит на помощь: можно узнавать людей по походке, жестам, причёске — по всей совокупности таких признаков. Но это, конечно, требует постоянных значительных усилий и не снимает проблему, когда общаться надо в большой группе с переменными участниками… Кстати, знаменитый невролог и писатель Оливер Сакс страдал именно такой формой прозопагнозии (он описал её в своих воспоминаниях), что, впрочем, не слишком мешало ему вести активную творческую и общественную жизнь.

Другое расстройство — акинетопсия — связано с поражением зрительной зоны V5. Генерируемая мозгом "картинка" как бы застревает на отдельных "кадрах". Например, вы наливаете чай, но всё время видите первый момент, когда покрыто лишь донышко чашки, в то время как жидкость вот-вот перельётся через край. На самом деле в норме мы видим, как в кино: если частота кадров достаточно велика, то процесс представляется плавным. Мозг постоянно занимается этим, заставляя глаза совершать фокусирующие микродвижения в быстром темпе — так называемые саккады. Частота должна быть достаточно высока, чтобы представить движение непрерывным, но не слишком высока, чтобы не перегрузить систему обратной связи между внутренним анализирующим аппаратом мозга и внешним "фотоаппаратом" — глазом. Даже в таком оптимальном режиме мозг должен перерабатывать огромное количество сигналов — порядка 10 МБ/сек!

В заключение вернёмся к тому, с чего мы начинали эту прогулку — к слепоте. Она бывает разная. Помните Бена Андервуда? Мальчика, который несмотря на отсутствие глаз сумел построить отражённую картину реального мира и вполне освоится в нём. А теперь рассмотрим (чувствуете слово-заменитель? Ведь тут имеется в виду не зрительный образ, а осмысление предлагаемой информации) случай 90-летнего пациента, которого обеспокоенные родственники доставили по "Скорой" к врачу.
Тим (условное имя) начал внезапно падать и, кроме того, промахиваться — не мог взять нужный предмет в руку. Обследование не выявило нарушений моторики и когнитивных функций. Тогда врачи вызвали невролога, и тот обнаружил, что Тим ничего не видит, хотя утверждал, что видит прекрасно. Например, в деталях описал врачебный кабинет. Проблема в том, что описанный кабинет не имел ничего общего с реальным. Врачам потребовалось 2 недели, чтобы убедить Тима, что он абсолютно слеп, в результате повреждения мозга после перенесённого инсульта.

Это случай чрезвычайно редкого заболевания — анозогнозии слепоты или синдрома Антона-Бабинского (с 1960 года описано всего 30 таких случаев). "Анозогнозия" — это отрицание болезни, любой, от Альцгеймера до паралича. Мозг помогает своему носителю начисто игнорировать проблему. И эта помощь иногда к месту, но чаще чревата вторичными более серьёзными проблемами. Что касается слепоты и её преодоления, рекомендую посмотреть фильм "Только представь!" и подумать о соотношении воображения и реальности.
Конечно, наш мозг в любом случае "рисует" воображаемую картинку — но основываясь на реальности уловленных глазом фотонов, отражённых от существующих объектов. Вы спросите — мы же видим СНЫ? Вот именно. Именно сны, не связанные с текущей реальностью, открывают нам особенности нашего сознания, «записанного» в миллиардах накопленных синоптических связей. А генерация сновидения начинается как раз в первичной зрительной коре.





8. УДОВОЛЬСТВИЕ

Памятник Олдсу и Милнеру, молодым учёным, отыскавшим "центр удовольствия" — с.200.
Это случилось не так уж давно — в середине ХХ века. Свежеиспечённый доктор (по-нашему "кандидат наук") Джеймс Олдс осуществил с помощью аспиранта Питера Милнера свою мечту — найти в мозге специальную зону, "центр удовольствия" противоположный недавно открытому в Йельском университете "центру отвращения". В этом Олдсу и Милнеру тоже помогли крысы с электродами. Сначала крысы играли в "бродилки", явно задерживаясь именно в том углу, где получали "поощрительный" разряд от экспериментаторов если электроды находились в определённой области в центре мозга. А потом, после обнаружения чувствительной к поощрению области, эксперимент приобрёл классический вид: туда были вживлены электроды, а крысам предоставили свободу, предварительно научив жать на рычаг, включающий электрический импульс. Дальнейшее вам известно: крысы непрерывно жали на рычаг с частотой до 5000 раз в час, пока не умирали от истощения.

Красивый эксперимент, наглядно показывающий, как формируется зависимость. Вы спросите: зачем в мозгу нужна такая зона, если она так смертельно опасна? Зона удовольствия, точнее, выявленная позже в этой зоне система вознаграждения жизненно необходима! Она возникла в ходе эволюции чтобы побуждать к полезным для выживания действиям: добывать еду и воду, спасаться от неблагоприятных внешних условий (холод, жара, агрессоры разного рода), развивать свои предприимчивость и свои умственные способности. Поел (выспался, развёл костер, влюбился, родил ребёнка, построил дом, написал стихотворение и т.д.) — получил поощрение: так держать! Но если источник удовольствия слишком доступен, а человек слишком беспечен, открывается "тёмная сторона наслаждения" по словам Дингмана (с.218).

Давайте копнём глубже, начав с анатомии мозга. Олдс и Милнер нашли зону удовольствия, но не локализовали её точно. Позднее в этой области были выявлены две структуры: вентральная область покрышки (ВОП), содержащая скопление нейронов, генерирующих нейромедиатор — дофамин, и прилежащее ядро, в котором концентрация дофамина резко повышается после получения удовольствия от еды, воды, секса, и т.д., а также от определённых психоактивных веществ, о которых поговорим позже. Дофаминовая гипотеза связывает ВОП и прилежащее ядро в систему вознаграждения: ВОП генерирует дофамин, ядро воспринимает дофамин и даёт положительный сигнал мозгу — и его счастливому носителю.
Очень простой и изящный механизм, но как всё простое в нейробиологии, справедлив лишь частично, на что указывают не укладывающиеся в гипотезу факты и специальные эксперименты. Поэтому были предложены три дополнительные гипотезы, в которых дофамин не связан напрямую с удовольствием, хотя и генерируется в ответ на приятный опыт — подробнее читайте у Дингмана ("О дофамине по-новому", с.204), а сейчас поговорим о зависимости.

Дингман описывает два случая, завершившихся, к счастью, не смертью, а госпитализацией. В обоих случаях человек вроде и не виноват, разве что в том, что вовремя не остановился. Первый случай — игровая зависимость, возникшая в результате лечения "синдрома беспокойных ног" (СБН) прописанным препаратом. Это реальное заболевание (погуглите), и лекарство значительно смягчает мучительные симптомы — но одновременно повышает уровень дофамина. И здесь сработала одна из новых дофаминовых гипотез: не только реакция на приятный опыт, но навязчивое закрепление в памяти ключевого события. Таким событием для пациента стала покупка лотерейного билета с предвкушением возможного выигрыша (выброс дофамина). Он стал "лотерейным наркоманом", непрерывно покупая билеты, и не мог остановиться вплоть до момента, когда проиграл все деньги — и имеющиеся в семье и выигранные — после чего сделал попытку самоубийства. Его спасли, и умные врачи отменили препарат. Не знаю, как потом с ломкой и с СБН, но жизнь пациенту спасли.

Вторая ситуация знакома каждому студенту. Девушка готовилась к экзамену и впервые приняла распространённый амфетаминовый препарат, который часто прописывают для лечения дефицита внимания. Опыт удался: она успешно сдала экзамен и, кроме того, отметила приподнятое настроение после таблетки. Естественно, захотелось повторить. И ещё раз — почему нет? А потому что дальше происходят изменения на нейробиологическом уровне. Дофаминовые дендриты (см. рисунок) устанавливают устойчивые связи с соседними нейронами, на поведенческом уровне связывая приём препарата с интенсивной учёбой, повышением настроения, даже с временем суток и вкусом лимонада (девушка принимала препарат в определённое время суток, запивая любимым напитком). Теперь достаточно столкнуться с любым стимулом из этого ряда, чтобы активировался целый каскад наработанных нейронных связей. Непреодолимое желание принять препарат возникает уже без участия сознания.

И дозу приходится постоянно увеличивать, потому что мозг уже выведен из равновесия и не обеспечивает прежний эффект на малой концентрации — он требует больше! Рост дендритов продолжается. Происходит изменения в префронтальной коре, ответственной за принятие решений и сдерживание неразумных порывов. На этой стадии человек уже не волен распоряжаться собой, и призывы проявить "силу воли" совершенно бесполезны. Точка невозврата. По крайней мере, без посторонней квалифицированной помощи. Поэтому не экспериментируйте с психотропами, а если уж случилось — вспомните крыс Олдса и Миллнера и постарайтесь вовремя отдёрнуть свою лапку от рычажка.

Вернуться в Лекторий: РАЗНЫЕ ТЕМЫ

 

В Виртуальный Кабинет В начало статьи
 

 

Copyright © 2003-2024 Андрей Геннадьевич БАБИН и Елена Александровна ЧЕЧЕТКИНА.
Все права зарезервированы.

 

Rambler's Top100