Психотерапевт Андрей Геннадьевич Бабин  
ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ!
На сайт психотерапевта Андрея Геннадьевича БабинаЦЕНТР ДОКТОРА БАБИНА
Какую психологическую помощь мы можем оказать?ДАВАЙТЕ ЗНАКОМИТЬСЯ
Анкета. Резюме. Профессиональная подготовка. Публикации.ВИРТУАЛЬНЫЙ КАБИНЕТ
Жизненные истории тех, кто обращается к нам за помощью

 

Гештальт-терапия

ГЕШТАЛЬТ-терапия

Кто из современников не слышал выражений "здесь и сейчас" или "гештальт должен быть завершён"? И кто из них действительно понимает, что эти слова означают? А вот те, кто заходил в наш "Живой уголок" (Комната 3), имеют представление — эти термины и их практическое применение там разъясняет Кот-Супервизор, природный гештальтист (см. записки Здесь и сейчас, Гештальт-привет,Оставляйте хвостики!). Но существует еще ряд важных понятий и техник гештальт-подхода, которые остались нераскрытыми. На них мы и остановимся. Но прежде всего напомним, что означает ключевое слово —

Гештальт. По Перлзу "Гештальт — это паттерн, конфигурация, определённая форма организации основных частей, которая создаёт целостность, Основная предпосылка гештальт-терапии состоит в том, что человеческая природа организована в виде паттернов или целостностей, и только таким образом может быть воспринята и понята".
Непонятно? Мне тоже. Еще рано: сначала давайте освоим понятия фигура и фон. Вот два классических рисунка: "ваза // два профиля" (слева) и "молодая женщина // старуха" (справа).

С "вазой-профилями", кажется, легче управиться, чем со старухой (меня всё время тянет к молодой). Смысл иллюстрации — то, что наше сознание выделяет в данный момент — это фигура, а окружение — фон. В данном случае мы эмоционально не вовлечены (слева), или вовлечены немного (справа) — всё же на молодую задорную женщину смотреть приятнее, чем на печальную старуху.
В жизни вовлечённость может оказаться гораздо сильнее. Например, Вы в толпе увидели со спины друга и пытаетесь его догнать. По пути толкаете женщину и слышите её возмущенное восклицание. Неважно! Это — фон, а друг — фигура. Хлопаете его по плечу, он оборачивается. Не тот. Извиняетесь, и незнакомец обращается в фон, но в ушах еще звенит крик женщины, которую Вы нечаянно толкнули. Теперь — она — фигура. Вы подходите к ней и приносите свои искренние извинения. Они приняты. Гештальт завершён. Потому что в состоянии "здесь и сейчас" Вы осознаёте то, что видите, что делаете, и что чувствуете. И не просто осознаете, а действуете таким образом, чтобы ваш психический гомеостаз не нарушился. И всё это сугубо индивидуально. Кто-то не погонится за другом в толпе, другой и не подумает извиниться, обознавшись, иной и не вспомнит о женщине, которую толкнул. Гештальт этот — только ваш. Если не извинитесь, это обстоятельство будет так или иначе мучить именно Вас, хотя бы (как сказал бы Фрейд) на подсознательном уровне. А может, и на сознательном. Не накапливайте незавершённые гештальты! Кто знает, когда и как они аукнутся!

В связи с этим вспомнился эпизод, описанный в недавно вышедших воспоминаниях знаменитого психотерапевта Ирвина Ялома. Старый человек (сейчас ему больше 80) просыпается в слезах от "детского" сна. Он снова мальчик, катящий на велосипеде мимо дома, где на веранде сидит симпатичная девочка — вот только лицо у неё в красных пятнышках. "Привет, Краснушка!" — кричит мальчик. Причём без всякого злого умысла. Ему, действительно, приятно видеть эту девочку, а что пятнышки — это просто её отличительное свойство, деталь. Мальчик вовсе не заморачивается на том, как сама девочка воспринимает такое приветствие. Во сне к нему выходит отец девочки и проводит сеанс по теме "эмпатия". Взрослый просыпается в слезах. Значит, уже тогда он всё понимал? Значит, помнил всё это время? Вряд ли понимал, но уже мальчиком, похоже, Ялом был человеком"здесь и сейчас". Понимание и раскаяние пришло позже. Гештальт развивался "внутри", по мере взросления, и был завершен через 70 лет после инициирующего события… Итак, если хотите жить осознанно и в развитии, освойте технику "здесь и сейчас", например, с помощью Здесь и сейчас.

Холистическая доктрина. Не надо пугаться названия: это всего-навсего единство духа/психики и тела/организма. В простом народном переложении: "Все болезни от нервов". Конечно, не все, никто не отменял вирусы и бактерии, а также генетические и онкологические заболевания. Но, если не считать генетических болезней, всё остальное находится под контролем иммунной системы. Ослабела эта система — получайте подарочек. Психосоматическая медицина — как раз об этом. Перлз говорит много интересного в этом разделе. Например, о действиях. (с.28):
"Обретя переживание самого себя на трёх уровнях: фантазирования, игры и действия, пациент начинает лучше понимать самого себя. Тогда психотерапия превращается из раскопок прошлого — в поисках вытеснения, эдиповых конфликтов и первичных сцен — в опыт жизни в настоящем. В живой ситуации пациент учится интегрировать свои мысли, чувства и действия не только в кабинете терапевта, но и в своей повседневной жизни".

Граница контакта. Перлз, в сущности, рассматривает человека как открытую систему, которая осуществляет свой гомеостаз (постоянство внутренней среды) путём непрерывного взаимодействия и обмена с внешней средой. Он уверен, что (с.29):
"Психологические события происходят на границе контакта. Наши мысли, действия, поведение, эмоции – это способ выражения и принятия этих событий на границе".
Какие контакты бывают, как они происходят и развиваются, рассказывать слишком долго — читайте первоисточник. Для полноценного контакта пациента с терапевтом от первого нужна способность к размышлению, воля, различение потребностей и их иерархии. Для любого межличностного контакта важно также своевременно начать контакт и завершить его ("уход"). Пример (с.36):
"У него [невротика] нарушен ритм контакта/ухода. Он не может решить, когда ему принять участие в чём-либо, а когда уйти, поскольку все незаконченные дела его жизни, все прерывания текущих процессов исказили его чувство ориентации, и он уже неспособен различать, какие объекты и люди наделены для него положительным катексисом, а какие — отрицательным. Он уже не знает, когда и от чего следует уходить. Он потерял свободу выбора, не может выбрать подходящие средства для своих целей, потому что не умеет видеть возможности, которые перед ним открываются".

Невротические защитные механизмы, такие как интроекция (с.45):
"Если же мы проглотили нечто, не разжевав, приняли без различения, оно остаётся чужеродным телом, загнездившимся в нас паразитом. Хотя оно может казаться нашей частью, на самом деле это не так, оно остаётся частью среды"
проекция (с.50):
"Посредством проецирования он надеется освободить себя от воображаемых интроектов, которые в действительности являются вовсе не интроектами, а аспектами его самого"
слияние (с.51):
"Человек, находящийся в состоянии паталогического слияния, не знает, что он такое, и что такое другие. Он не знает, где кончается он сам, и где начинаются другие. Не осознавая границу между собой и другими, он не способен на контакт с ними, но также не может и отделиться от них. Он не способен даже на контакт с самим собой"
ретрофлексия (c.53):
"Интроектор поступает так, как хотят от него другие, проектор делает другим то, в чём обвиняет их по отношению к себе, а ретрофлектор делает себе то, что хотел бы сделать другим.
При ретрофлектированном поведении человек обращается с собой так, как первоначально он намеревался обращаться с другими людьми и ли объектами…. …. Он буквально становится своим собственным худшим врагом
".

НЕВРОТИК И ТЕРАПЕВТ. Здесь Перлз говорит о разных стилях/методах психотерапии и показывает, чем гештальт-подход отличается от противоположного, по сути, психоаналитического подхода (с.72):
"Мы же будем обращать внимание на процесс, а не на содержание. Мы сосредоточимся на том, что сам пациент — в качестве интроектора — ищет лёгких путей, ленится ассимилировать мир, препятствует собственному росту и самореализации. Поэтому до тех пор, пока пациент интроецирует чужое содержание, он не является собой, не может опираться на себя, и нуждается в дополнительной опоре. В той мере, в какой интроекция является для него основным способом отношений с миром, успешное изгнание одного-двух интроектов (папы и мамы, например) не помешает ему набирать другие. Нам нужно дать ему увидеть каким образом он проглатывает, не жуя, как он постоянно прерывает процесс деструктурирования и ассимиляции".
И заканчивает раздел интригующим обещанием, что главное — впереди, и это главное принцип/метод "здесь и сейчас". Впрочем, мы с вами о нём уже говорили.

Дальше идут разделы СЛОИ ЛУКОВИЦЫ, ПСИХОДРАМА и КТО СЛУШАЕТ; тоже очень лаконично и концентрированно написанные. Читайте сами, ищите важное именно для Вас! Лично меня, как адепта теории самоорганизации в самом широком смысле — от химии и физики до психологии и социологии — особенно радует противопоставление бессмысленного и даже вредного вопроса "почему?" конструктивному вопросу "как?" Вот что говорит Перлз (с.92):
"Вопросы "почему" рождают только заранее готовые ответы, стремление защищаться, рационализации, оправдания и иллюзию, что событие может быть объяснено единственной причиной. В словечке "почему" нe различаются цель, происхождение и фон. Под видом исследования этот вопрос увеличивает замешательство человека больше, чем любое другое слово.
Иначе отстоит дело с "как". Вопрос "как" направлен на структуру события, а когда структура прояснена, все "почему" автоматически получают ответ
".

В заключение слово самому Перлзу. Вот начало книги Свидетель терапии — практической иллюстрации к предыдущей теоретической части (с.136):
"Идея гештальт-терапии состоит в том, чтобы превращать бумажных людей в реальных".
С учётом современных реалий можно к "бумажным людям" добавить "интернет-фантомов", слившихся со своими гаджетами...

 

В Виртуальный Кабинет В начало статьи
 

 

Copyright © 2003-2018 Андрей Геннадьевич БАБИН и Елена Александровна ЧЕЧЕТКИНА.
Все права зарезервированы.

 

Rambler's Top100