Психотерапевт Андрей Геннадьевич Бабин  
ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ!
На сайт психотерапевта Андрея Геннадьевича БабинаЦЕНТР ДОКТОРА БАБИНА
Какую психологическую помощь мы можем оказать?ДАВАЙТЕ ЗНАКОМИТЬСЯ
Анкета. Резюме. Профессиональная подготовка. Публикации.ВИРТУАЛЬНЫЙ КАБИНЕТ
Жизненные истории тех, кто обращается к нам за помощью

 

Нейро-лингвистическая терапия

Осторожно, НЛП!

1. ВВЕДЕНИЕ

1-1. Наука или искусство?

Вообще, тот же вопрос можно обратить и к психологии/психотерапии. Напомню, что даже создатель психоанализа — Фрейд — так и не смог решить для себя этот вопрос. А что касается нейро-лингвистическоого программирования (НЛП), мой ответ таков: в зависимости от того, что понимать под "наукой", и от угла зрения, то есть, с какой стороны посмотреть — рефрейминг в терминах НЛП (frame — рамка). Если под "наукой" понимать совокупность установленных связей между объективно наблюдаемыми явлениями (не обязательно прямых причинных связей, можно и неявных в форме корреляций), которые обрабатывается на логико-цифровом уровне (то есть, с помощью измерений и уравнений), то ?-наука должна реализоваться в рамках так называемой "доказательной" медицины. Что касается ?-хологии и/или ?-хотерапии, то это позиция психологического эксперимента или DSM (статистическая классификация психических расстройств). Что касается НЛП, то в Википедии вы прочтёте, что это "псевдонаука". Тем не менее, некоторые доказательства эффективности НЛП в рамках соответствующего эксперимента имеются (см., например, "Evidence-based Neuro Linguistic Psychotherapy: a meta-analysis" C. Zacharia, et al, Psychiatria Danubina v.27, No4, pp.355-363, 2015).
Клеймо "псевдонауки" и в целом пренебрежительно-опасливое отношение вызывает неудачный, на мой взгляд, наукообразный термин "нейро-лингвистическое", да еще "программирование". Но это как раз понятно: создатели НЛП, Джон Гриндер и Ричард Бендлер, в 1970-х были молоды, только что прослушали курсы психологии-социологии-антропологии и, разумеется, горели желанием создать что-то своё, новое на стыке этих наук. Ниша была свободна. Более того, почва в ней оказалась плодотворной — иначе НЛП не дотянула бы до наших дней. А она не только дотянула, но и продолжает плодоносить: выходят всё новые книги и руководства, работают многочисленные практические курсы НЛП. Значит, техники НЛП работают. А это означает, что НЛП в целом отражает объективную реальность, и в этом смысле НЛП — наука.

1-2. НЛП и манипуляция

Как известно, науку можно использовать и на пользу, и во вред. Техники НЛП пригодны как для манипуляции, которая разрушает личность манипулятора и приносит проблемы окружающим, так и в сугубо положительном направлении — и для собственной личности, и для окружающих.
Именно манипулятивный потенциал НЛП приводит к тому, что "нормальный" человек отталкивается от НЛП (как и я до недавнего времени), даже не попытавшись разобраться. А это может оказаться опасным. Например, при деловых переговорах (да и просто в частной жизни) против вас могут использовать "грязные" техники НЛП. Для ознакомления с тем, как это делается, рекомендую ролик Антона Махновского (гештальт-терапевт, специалист по НЛП, автор отличных образовательных видео-лекций на YouTube). Так что лучше всё-таки разобраться хотя бы в основах НЛП. И не только для защиты от манипуляций, но и для улучшения собственной психологической жизни, то есть, в психотерапевтических целях.

1-3. НЛП и психотерапия

НЛП возникло "на плечах гигантов" психотерапии — Фрица Перлза, Милтона Эриксона, Вирджинии Сатир и других, и использует их техники и подходы. Однако получилась не простая эклектика, хотя бы потому, что помимо известных были разработаны (и продолжают разрабатываться) оригинальные техники в рамках единого подхода. Первоначальный период "сепарации от родителей" сопровождался естественным подростковым самоутверждением НЛП как отдельной независимой "личности". Однако к концу 20 века ситуация начала меняться. Как пишет Елена Виль-Вильямс в предисловии к книге Роберта Дилтса "Изменение убеждений с помощью НЛП":
"[эта книга] знаменует смену периодов развития НЛП, некогда отрицавшего другие методы психотерапии, на этап, в котором НЛП ищет сходства и признаёт себя членом семьи, где возможно учиться у старших, не отказываясь при этом от своей уникальности и своеобразия".
Именно эту книгу я буду использовать ниже при кратком описании теоретических и практических аспектов НЛП — выбрав по три на каждый. Страницы указаны по изданию 2006 года (М: "Класс").

2. ТЕОРИЯ (концепции, идеи, схемы)

2-1. Уровни

Рассматривается иерархическая структура мышления/бытия с выделением пяти взаимосвязанных уровней — от базового (1) к высшему (5) и обратно:
Внешнее окружение (Где? Когда?)
Поведение/поступки (Что?)
Способности (Каким образом?)
Убеждения и ценности (Почему?)
Идентичность (Кто?)

В интернете вы скорее найдёте эту схему в форме "пирамиды Дилтса" (явная аналогия со знаменитой пирамидой Маслоу), например:

Шестой уровень у Дилтса, впрочем, тоже присутствует (например, как "Духовное" на с.59), но в книге рассматривается работа НЛП только с четвёртым уровнем — УБЕЖДЕНИЙ. При этом не нужно забывать, что уровни взаимосвязаны, например: "функция убеждения связана с активацией способностей и поступков" (с.21), то есть, 4?3?2.
А теперь вопрос к читателю: вы пытались кого-нибудь (пере)убедить на основе логических аргументов? И не пытайтесь дальше — не тратьте понапрасну время и нервы. Потому что "убеждения заменяют нам знание реальности и касаются тех вещей, которые невозможно наблюдать в действительности" (пример — существование Бога). А значит "Вы можете только направить людей на путь изменения своих убеждений. Вам никогда не удастся изменить чьи-либо убеждения. Задача в том, чтобы подстроиться и направить человека на путь самостоятельной выработки новых убеждений" (с.29).
Вы спросите — если это так трудно, то зачем вообще изменять чьи-то убеждения. Но иногда это просто необходимо, а если ограничиться областью психотерапии — то в целях решения конкретных психических проблем, связанных с ощущением БЕЗНАДЁЖНОСТИ ("Это невозможно в принципе"), БЕСПОМОЩНОСТИ ("Это возможно, но я не смогу — у меня просто нет нужных способностей"), НЕЗАСЛУЖЕННОСТИ ("Это возможно, но достоин ли я этого?") Специальные техники для преодоления/переработки таких токсичных убеждений как раз и разрабатывает НЛП. В процессе работы НЛП-терапевта между уровнями устанавливаются обратные связи, положительные во всех смыслах.

2-2. Ключи доступа

Идея "ключей доступа" поистине ключевая для НЛП: с определения ключей, открывающих путь к бессознательному, и начинается работа терапевта. Широкой публике известны невербальные ключи доступа — по движению глаз. Дилтс использует классическую схему (с.32, 176):
Непроизвольные (автоматические, бессознательные) движения глаз отражают "нейро"-аспект НЛП. Но есть " лингвистические" ключи доступа — их список с разбивкой по репрезентативным системам (аудиальная, визуальная, кинестетическая) приведён в Приложении 2. Вообще ПРИЛОЖЕНИЯ и СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ НЛП в конце книги придают ей особую ценность. Так, на с.182 читаем:
"КЛЮЧИ ДОСТУПА (ACCESSING CUES) — неявно выраженные признаки, способные как вызвать действие, так и указывать, какой репрезентативной системой человек пользуется, когда мыслит. Характерные виды ключей доступа включают в себя движения глаз, тон и тембр голоса, позу, жесты и характер дыхания".
"КИНЕСТЕТИКА (KINESTHETIC) — относится к телесным ощущениям. В НЛП термин "кинестетика" используется как собирательный для всех видов сенсорных переживаний, включая тактильные, висцеральные и эмоциональные)".

2-3. Реимпринтинг

Понятие и термин импринтинга, как известно, был введён Конрадом Лоренцем на основе изучения поведения животных. К примеру, утёнок, который первым видит человека, так и будет ходить за ним, игнорируя маму-утку. У людей то же самое: те, кто встречают нового человека (новорожденного, младенца) на базовом уровне внешнего окружения, накрепко впечатываются в его психику, во многом определяя дальнейшее течение жизни, когда происходит развитие характерного поведения, способностей, личности.
Импринтинг не всегда удачен (психоаналитики сказали бы — всегда неудачен, но в разной степени). Человеческим импринтинг, помимо того, отличается запутанностью и скрытностью (особенно неудачный). Задачей НЛП-терапевта является прежде всего установить — когда случилось и что случилось. Для этого используется техника линии времени. Расшифровка терминов — что это за «молекула», какой «ресурс», где находится "мета позиция" — в СЛОВАРЕ в конце книги. Краткое описание техники реимпринтинга смотрите ниже, в пункте 3-3; приводимые там схемы в основном понятны интуитивно, но если хотите разобраться глубже, читайте в книге описание конкретного случая с подробным комментарием НЛП-терапевта.

3. ТЕХНИКИ НЛП

3-1. Глубинные убеждения

Терапевт обычно имеет дело с системой убеждений, которые "подпитывают" друг друга, и его первая задача — найти критически важное убеждение, которое затрудняет или делает вообще невозможным работу со всей системой в целом. Такое убеждение обычно скрыто глубоко под наслоением других, менее «опасных» для пациента убеждений, и «самое сложное в выявлении убеждений состоит в том, что о тех из них, которые оказывают на вас самое сильное влияние, вы, как правило, меньше всего подозреваете» (с.66). Как скрывается глубинное утверждение? Четырьмя основными способами, обозначенными Дилтсом так:
"Дымовая завеса" (пациент меняет тему или говорит невпопад);
"Копчёная сельдь" (пациент предъявляет ложный ключ, проводит отвлекающий манёвр);
"Приснившиеся рыбы" (а вот тут действует не пациент, а терапевт — название восходит к анекдоту о психоаналитике, который вытягивает из пациента подтверждение собственной теории).
Критическая масса — когда имеется несколько глубинных утверждений, приходится работать с несколькими сразу, до получения результата. Выглядит это так, будто последняя соломинка ломает спину верблюда.
Технику поиска глубинного утверждения, с преодолением всех этих затруднений, автор подробно демонстрирует на примере конкретного случая, когда в глубине пряталось давнее, замаскированное под «игру», изнасилование маленькой девочки и направленный на неё же гнев матери — а на поверхности уже у взрослой женщины проявился симптом головной боли, возникающей в ситуации, когда она делает любимую работу (постановка спектаклей с детьми) не спонтанно, то есть, не задумываясь (и тогда всё идёт хорошо), а потому что "должна" это сделать. Такой вот клубок.

3-2. "Молекула" синестезии

Ключ доступа обычно тоже не один. Когда несколько ключей "слипаются" друг с другом, проявляясь совместно, говорят о "молекуле". Первая задача — разделить ключи, чтобы можно было работать. Потом, в результате работы ключи соединяются в новую, более здоровую конструкцию. Схему процесса можно представить так:



Слева — разделение и разнесение «молекулы» синестезии (с.35), справа — создание «молекулы» новой синестезии (с.48). В терминах визуальных ключей доступа этот процесс выглядит так (с.52-53):




А что было на самом деле, как происходило у Линды "обращение неудачи в обратную связь" – читайте у Дилтса. Не пожалеете! Прекрасный пример психотерапевтического описания конкретной НЛП-сессии с подробным комментарием к происходящему.

3-3. Линия времени

В процессе применения этой техники пациент располагается вне линии времени, в диссоциированной позиции постороннего наблюдателя (мета-позиция), и в сопровождении терапевта пытается приблизиться к ключевому событию в своём прошлом. Вначале, двигаясь от настоящего к прошлому, они вместе ищут "нечто" — ключевое событие, которое явилось источником токсичного убеждения (с.81):



После того, как блокирующий "тупик" найден, с присоединения "ресурса" позитивных убеждений по схеме (с.111):


начинается собственно процесс реимпринтинга путём якорения, возвращения в настоящее, проекция в будущее — в той или иной последовательности. Весь процесс автор подробно рассматривает на примере конкретного случая.

*****
Разумеется, здесь дана самая общая и довольно субъективная характеристика НЛП. Моей целью было лишь представить сам метод с позиций самопомощи: как НЛП может быть использована против вас — и как вы можете использовать НЛП для решения своих психологических проблем. Если заинтересовались, вы можете продолжить знакомство с миром НЛП, в том числе и с помощью других книг Роберта Дилтса, которого как авторитетного специалиста и отличного популяризатора охотно переводят — вышедшие у нас книги, помимо этой: "Фокусы языка: Изменение убеждений с помощью НЛП", "Моделирование с помощью НЛП", "НЛП: управление креативностью", "Стратегии гениев", "НЛП-2. Поколение Next", "Убеждения и привычки. Как изменить?".

Вернуться в Методы психотерапии

 

В Виртуальный Кабинет В начало статьи
 

 

Copyright © 2003-2024 Андрей Геннадьевич БАБИН и Елена Александровна ЧЕЧЕТКИНА.
Все права зарезервированы.

 

Rambler's Top100