|
Астрология - это чушь?
3. АСТРОЛОГИЯ ЭТО ЧУШЬ?
ТЕМА
Какие только страхи не мучили меня в детстве отрочестве юности! Но был благословенный месяц июль, когда все страхи отступали, потому что я Лев!
Мне лично всегда было интересно, почему я, человек достаточно рациональный, поддаюсь на всяческие гороскопы; почему сознание того, что я Лев и Тигр (по году рождения), поднимает настроение. Так что начинаю думать. Поможете?
ОТВЕТ
… А по поводу астрологии, это «всеобщее помешательство», действительно, имеет общую для всех основу, называемое «магическое мышление». Подобное мышление было основным на этапе первобытного общества, и сейчас его исследуют на примере разных племен, а у всех остальных оно существует в той или иной мере как «пережиток прошлого» и проявляется в суевериях, вере в приметы, предсказания, в том числе и астрологические. Этот тип мышления исследовали разные психологи, в частности ЛевиБрюлль, и написали по этому поводу много всякой литературы. А кроме того, так проявляется подсознательное стремление избежать хаоса и нестабильности, непредсказуемости этого мира, стремление почувствовать опору, переложить на когото или чтото ответственность, а значит избежать ощущения СТРАХА и бессилия. Это стремление, по мнению психологов, одна из причин возникновения религии, ну и астрология недалеко от нее ушла. Помоему, это
ненаучное занятие совершенно неистребимо.
Только вот сравнивать астрологов с психологами я бы не стала, это сравнение, мягко говоря, некорректно. Откровенных шарлатанов и просто дилетантовнедоучек везде полно, к сожалению, в том числе и среди психологов. Чтобы заработать денег можно, конечно, и в гадалки податься, только не надо при этом называть себя «психоаналитическим астрологом». Очень жаль, если Вы всерьез находите чтото общее между психологомконсультантом и астрологом. …
Анна
КОММЕНТАРИЙ ВЕДУЩЕГО (ЕЧ)
Спасибо Анне! Когда стало ясно, что ответов не будет (народ затаился, видно, изучает свои гороскопы), я написала ей с просьбой о помощи. Как всегда она помогла, иначе было бы совсем кисло. Дальше выступают: Карл Густав Юнг, Станислав Гроф, Оксана Дубровская и я в роли Ведущего. Итак, начинаем. Пусть о разумности выскажется вначале К.Г. Юнг. Воспоминания. Сновидения. Размышления.
«Разум, безусловно, мог найти естественнонаучное объяснение происшедшему, а мог, что гораздо проще, признать его незаконным, а значит несуществующим. Но когда все было лишь по закону в этом мире, он был бы, надо думать, слишком суров для нас» (С.193; курсив мой ЕЧ).
Суров и скучен, добавлю я. Какое удовольствие, скажем, прочитать о себе такое: «Лев, как и положено царю, благороден, горд и щедр. Натура страстная, эмоциональная, энергичная, если, конечно, Солнце или Сатурн в гороскопе не поражены». Смотрю: Солнце во Льве вроде, порядок! Смотрю Сатурн: «16Дев26 10Дом. Сатурн в Деве. Богато одаренная натура. Возвышенные, идеальные стремления» Уфф! Вам повезло. И так далее замечательный гороскоп! (и совершенно бесплатно: http://goroskop.pp.ru, причем с учетом места и часа рождения) А отдельные негативные аспекты спишем по статье «Астрология это чушь!»
Теперь обратимся к письму Анны. Написано «Откровенных шарлатанов и просто дилетантовнедоучек везде полно, в том числе и среди психологов». С общим утверждением, конечно, соглашусь, а с конкретным приложением возникают вопросы. Например, есть сейчас такой Институт ТрансПерсональной Психологии. Вы, возможно, видели книги ИТПП и Международного издательского проекта «Тексты трансперсональной психологии: Психология. Антропология. Искусство». В редакционный совет этого проекта от России входит Леонид Кролль человек серьезный и небезызвестный и среди нас, дилетантов, а также Станислав Гроф (США), которого сейчас я вам процитирую («Надличностное видение. Целительные возможности необычных состояний сознания» М, АСТ + ИТПП, 2002, с.49):
«Астрология, и особенно астрология транзитов планет неоценимое подспорье для работы с необычными состояниями сознания и для понимания действия сил при эмоциональных и психосоматических нарушениях. В последние двадцать лет мне выпала удача изучать вместе с Ричардом Тарнасом поразительные взаимосвязи между холотропными состояниями, психопатологией и планетными транзитами».
А казалось, приличный человек. Кошмар какой! Бегу в книжный магазин, покупаю «Краткую историю астрологии» (496(!) стр., РиполКлассик, Москва, 2002) Оксаны Дубровской, читаю:
«После знакомства с О.Шмицем К.Г.Юнг стал применять некоторые астрологические методики в своих консультациях, введя их в практику психоанализа. К принятию астрологии этого ученого привело изучение явления синхронности психических восприятий разных людей и объективных процессов реальности, поскольку астрология объясняет этот феномен через понятие единых космических ритмов, управляющих коллективным бессознательным (с.385). … Бруно и Луизы Хубер из Швейцарии. Три года супруги работали в Италии как ассистенты Р.Ассаджиоли основоположника психосинтеза. Результатом их совместной работы стала разработка синтеза астрологии и психологии. В 1968 они основали Астропсихологический институт (с.386). … В 1983 году в Лондоне был открыт Центр психологической астрологии, созданный Говардом Саспортасом и Лиз Грин, а в 1987 году в США Ассоциация психологической астрологии,
основанная Гленом Ларри профессиональная организация психологов, которые заинтересованы в использовании астрологии как диагностического инструмента в психотерапевтической работе с клиентами (с.387)».
Вот тут мне не понравилось слово «заинтересованы»: реалии сегодняшней российской жизни толкают на его прочтение в смысле денежном, и только денежном. Ведь такие центры наверняка есть и у нас! Одно дело получить бесплатный гороскоп из Интернета и возрадоваться его положительным аспектам, а другое влипнуть в дорогостоящее предприятие с сомнительным исходом, вплоть до образования некоего «астрологического комплекса». Друзья, будьте бдительны! Играя со своим бессознательным (а именно в нем лежат корни «магического мышления», и в этом смысле синтез астрологияпсихотерапия имеет право на существование и серьезное отношение), радуя своего Ребенка, не предавайте одновременно Взрослую, рациональную часть своей личности. Мне кажется, отрицательная позиция Анны связана именно со стремлением к сохранению здравомыслия, но вот ее фразу «это ненаучное занятие совершенно неистребимо» мне хочется обсудить.
Почему «неистребимо», вроде, ясно: изза неискоренимой «встроенности» этого самого магического/мифологического мышления в общую структуру психики в виде ее иррациональной/бессознательной части, которая тоже жить хочет не все же снами питаться! А насчет «ненаучного занятия» (правда, Анна позднее, дав разрешение на опубликования этого отрывка из своего письма, сказала, что просто процитировала мое выражение из письма к ней очень может быть), тут интереснее. Я ведь сама родом оттуда: физикохимик по образованию и по роду основной деятельности. До сих пор с удовольствием вспоминаю, как мой институтский преподаватель физики восклицал с отвращением: «Химия это не наука!» Заметьте, не алхимия, а химия не наука! (Причем в стенах химического ВУЗа)
И ведь пришлось с ним согласиться когда пошли курсы химии слишком много надо было зубрить, в то время как в институтской физике все шло «из первых принципов». Я даже умудрилась схватить трояк по первому экзамену по органике (учебник напоминал Историю КПСС по обилию окаменелого материала). Зато второй экзамен сдала на отл: появился переводной учебник с механизмами реакций логическая игра, а не зубрежка! И о чем это говорит? Возможно, о том, что у меня «формальные мозги», как сокрушался мой аспирантский руководитель. Но тогда почему он разносил мои интерпретации эксперимента (занятные у меня получались результаты, взывающие к размышлениям, а промолчать о них мозгов не хватало) и спрашивал с отвращением, не люблю ли я, случаем, Э.Т.А. Гофмана? Конечно, любила (и Айзека Азимова, и Федора Михайловича Достоевского тоже). Да и сейчас наука видится мне как вечная погоня за ясностью с вечной утратой ее, как непрерывная захватывающая охота:
Природа - вечный зверь моей охоты.
Моя стрела - связь чисел и явлений.
И коль солгу - стрела уйдет в болото,
А если струшу - потеряю зверя.
Не слишком рациональный мотив для «технаря», не правда ли? Но, оказывается, есть много и других «странных» мотивов, побуждающих к научной деятельности [см., например, прекрасную книгу Ганса Селье да, тот самый Селье, который «стресс» «От мечты к открытию» М, Прогресс, 1987] (как, впрочем, и ко всякой другой деятельности), и эти мотивы очень индивидуальны. У каждого свой баланс между рациональным и иррациональным, свои «отношения» между бессознательным и Эго. Вот об этом мне и хотелось прочитать в ваших письмах. Увы! Вы не поделились. Но вы хотя бы ПОДУМАЛИ?
P.S. Осталось у меня чувство, что с астрологической темой я не справилась. Но могу назвать того, кто справился великолепно! Найдите классический рассказ Айзека Азимова «Приход ночи». Прочитайте не пожалеете. А эпиграф к этому рассказу такой:
«Если бы звезды вспыхивали в ночном небе лишь раз в тысячу лет, какой горячей верой прониклись бы люди, в течение многих поколений сохраняя память о Граде Божьем!» Эмерсон
ПЕРЕХОД К НОВОЙ ТЕМЕ
И все же здОрово, что, хотя наши ноги упираются в Землю, наша голова поднимается над ней, а наш взгляд устремлен в сверкающее звездами небо! Особенно здОрово в полнолуние. Тут даже мои «формальные мозги» не выдерживают, рацио сдается, и бессознательное выдает, скажем, такое:
Не пропадает втуне
Слов горделивых вязь.
Каждое полнолунье
Я постигаю связь
Камня Земли и Неба,
Превозмогая страх.
Где бы мой разум не был,
Корни его в небесах!
Здесь рацио возмущается: «корни в небесах» это слишком! Хорошо, давайте поговорим о нормальных корнях, тех, которые в Земле. Да, мы родились, фактически, в Космосе, под тонкой пленкой атмосферы, и поэтому космические условия нашего рождения (ну, хотя бы цикл солнечной активности), скорее всего, оказывают влияние на наше дальнейшее развитие. Но в терминах физики это «слабое» воздействие (замечу, впрочем, что в реальном мире открытых систем именно слабые воздействия, если они играют роль информационных, оказывают решающее влияние на выбор того или иного пути эволюции системы, то есть, на ее будущее см. Генри Хакен «Информация и самоорганизация» М, Мир, 1994). Несомненно «сильным» воздействием является то, в какой семье Вы родились и воспитывались, какими генами снабдили Вас родители, чем еще они Вас снабдили? Вы спросите: зачем в этом копаться? Ну, родили и родили, теперьто мне самому
шагать; если не могут помочь, пусть хотя бы не мешают. Штука в том, что даже если их нет рядом, все равно, они (а также их родители, и так далее) и помогают, и мешают, и самым серьезным образом «вмешиваются» в Вашу жизнь. И не мечтайте о свободе! А если мечтаете, то знайте:
«Наши души, как и наши тела, состоят из тех же элементов, что тела и души наших предков. Качественная «новизна» индивидуальной души результат бесконечно перекомбинации составляющих; и тела и души носят характер имманентно исторический, возникая вновь, они не становятся единственно возможным пристанищем но лишь мимолетным прибежищем неких исходных черт. Мы еще должным образом не усвоили опыт средневековья, античности и первобытной древности. Однако нас влечет неумолимый поток прогресса, с дикой силой рвущийся вперед, в будущее, и мы вслед за ним все более и более отрываемся от своих естественных корней. … Чем менее мы понимаем, чем жили наши отцы и прадеды, тем менее мы понимаем сами себя». К.Г. Юнг. Воспоминания. Сновидения. Размышления. C.233.
А Вы когда-нибудь задумывались о своих «корнях»? Для тех, кто хочет дополнительной информации к размышлению, могу порекомендовать книгу Синдром предков, а также перечитать «Искусство любить» Фромма, особенно в той части, где он пишет о родительской любви.
Итак, следующий вопрос: КАКОВЫ МОИ КОРНИ?
Вернуться в комнату ДУМАЙТЕ САМИ!
Copyright © 2003-2024 Андрей Геннадьевич БАБИН и Елена Александровна ЧЕЧЕТКИНА.
Все права зарезервированы.
|